В Силиконовой долине в США главы крупнейших международных корпораций, мировые лидеры и поддерживающие «зеленый тренд» звезды шоу-бизнеса обсудили новые стратегические цели «большой перезагрузки» в контексте климатических изменений. Практически на следующий день по окончании мероприятия в Европейском союзе и США разразился энергетический коллапс. Возможна ли подобная ситуация в России, разбирался «ФедералПресс».
С возобновляемой энергетикой лучше не перебарщивать
Сильные морозы и обильные снегопады парализовали генерирующие мощности возобновляемых источников энергии. А «сохранившиеся» генерирующие объекты традиционной (тепловой и атомной) генерации оказались просто не в состоянии покрыть дефицит электроэнергии и обеспечить потребителей тепловой энергией.
Февральский погодный коллапс резко снизил генерацию электроэнергии из возобновляемых источников, фактически вынудив шведскую государственную компанию-оператора системы передачи электроэнергии Svenska Kraftnät объявить тендер на покупку электроэнергии из Германии, Польши и Литвы.
Во время первого за десятилетие крупного отключения электроэнергии в Лондоне почти одновременно закрылись две электростанции. В Великобритании это вызвало бурю вопросов о том, как избежать еще одного сбоя.
Резкий температурный спад, охвативший Техас, достиг северной части соседней Мексики, где, по заявлению властей, почти 4,7 млн потребителей остались без электроэнергии. На фоне экстремального мороза, который повредил части электросетей Техаса, Southwest Power Pool, контролирующий энергосистему 14 штатов США (от Северной Дакоты до Оклахомы) объявил энергетическую чрезвычайную ситуацию и дал команду коммунальным предприятиям провести веерные отключения электроэнергии.
Массовые отключения электроэнергии в Европе и США еще раз подчеркнули необходимость укрепления электроэнергетической сети, которая все больше зависит от возобновляемых источников, таких как ветер и солнечная энергия.
На резкое снижение выработки мгновенно отреагировал «свободный рынок»: спотовая цена электроэнергии в энергосети Техаса выросла более чем на 10 000 % и превысила 9 тыс. долларов за 1 МВтч (более 660 рублей за кВтч при курсе доллара к рублю на уровне 73,50).
Цены могли бы «взлететь» еще выше, если бы оператор электросети Техаса Ercot не установил ограничение стоимости электроэнергии - как раз на случай таких экстремальных событий.
В России все надежно
Может ли подобная ситуация произойти в России, где средняя продолжительность отопительного сезона на большей ее территории составляет 250 дней в год и действует крупнейшая в мире система централизованного теплоснабжения, к которой подключено более 100 млн человек (70 % численности населения) и 82 % домов жилищного фонда?
Ответ однозначный: нет, потребители России могут быть спокойны! Подобного «зимнего блэкаута» в России не произойдет. Единая энергосистема в России опирается на традиционные источники энергии, ключевым достоинством которых является их постоянность и независимость от погодных условий.
Экстремальные морозы, обрушившиеся на земной шар и остановившие работу солнечных и ветровых электростанций, не в состоянии вывести из строя систему функционирования ЕЭС России, а также не могут стать причиной увеличения цены на электроэнергию.
Вместе с тем в последнее время крупные промышленные потребители электроэнергии не раз заявляли о «высоких» ценах на электроэнергию по сравнению с зарубежными рынками, а также указывали на недостатки текущей модели оптового рынка электроэнергии и мощности.
Но на самом деле цена на электроэнергию в России – одна из самых низких. Так, цены для промышленных потребителей РФ в 1,3 раза ниже, чем в США; в 2 раза ниже, чем в Китае и Бразилии; в 2,5 раза ниже, чем в Германии и Великобритании.
Также не соответствует действительности и заявления потребителей электроэнергии о якобы «катастрофическом» росте цен на электроэнергию в 2020 году. Фактически, одноставочная цена оптового рынка по итогам 2020 года составила в первой ценовой зоне – 2,543 рублей за 1 кВтч, а во второй – 1,779 рублей. Это выше значений цен в 2019 году на 3,4 % и 0,6 % соответственно при уровне инфляции – 4,9 %.
Важно подчеркнуть, что конкурентные сегменты энергорынка построены так, что гарантированно хеджируют потребителей от резких скачков цен на электроэнергию и мощность. А инвестиции в развитие генерации реализуются на рынке через специальные управляемые регулятором механизмы, основанные в основном на конкурентных механизмах, позволяющих оптимизировать расходы на инвестиционные проекты, и обеспечить надёжность и бесперебойность работы объектов электрогенерации».
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, pxhere.com