В Кургане бизнес городских пассажирских перевозок оказался в кризисной ситуации. Крупные транспортные компании просят мэрию установить регулируемый тариф со льготами. Другие предрекают массовый исход из потерявшего привлекательность бизнеса и даже остановку транспорта – в убыток работать невозможно. Что привело к кризису на рынке и какие меры могут его спасти – в материале «ФедералПресс».
Нежданное налоговое бремя
В 2015 году вышел Федеральный закон №220 (220-ФЗ от 13.07.2015), который позволил перевозчикам устанавливать по выбору регулируемый или нерегулируемый тариф. Поскольку в Кургане муниципального транспорта нет, выбор пал на последний. Этот тариф устанавливается перевозчиком, исходя из коммерческих возможностей. До этого для всех действовал регулируемый тариф.
Следом произошла корректировка налогового законодательства. Спустя 4 года начались налоговые проверки, по результатам которых компаниям доначисляют НДС. Предприятия должны были с каждого билета платить 3-4 рубля в федеральный бюджет в течение последних 3 лет. Суммы набегают внушительные и неподъемные – десятки миллионов. Четыре транспортные компании уже оплачивают НДС за прошедший период, еще на четырех идет проверка. А остальные просто ждут. Кто не хочет дожидаться, продает бизнес, сообщают источники «ФедералПресс».
Перевозчики заявляют, что необходимость оплаты НДС стала для них полной неожиданностью. «Поскольку пассажирские перевозки на протяжении десятков лет были освобождены от НДС, никто не увидел этих изменений, многие работали, как и раньше, отчитывались в налоговую и замечаний не было. Мы же все эти годы сдавали отчетность, и никто нам не сказал о НДС. Не было разъяснений. И этот закон не обойдет стороной ни одного перевозчика на территории Кургана», - пояснила руководитель транспортной кампании ООО «Курганавтолайт» Наталья Кутепова.
Корреспондент «ФедералПресс» обратился за разъяснениями в УФНС России по Курганской области, но в ведомстве отказались комментировать ситуацию. В пресс-службе ведомства пояснили, что данная информация составляет налоговую тайну и не подлежит разглашению налоговыми органами.
«Два-три месяца – и все встанет»
Помимо внезапно свалившегося налогового бремени на головы перевозчиков, существуют и другие проблемы в отрасли. «Инфляцию никто не отменял, растут цены на топливо, аренду, электроэнергию, страховку. Мы ощущаем нехватку кадров, в первую очередь водителей. Не можем платить достойные зарплаты. И люди уезжают на Север и в города-миллионники. Не из кого выбирать, как бы только заткнуть дыры, чтобы выпуск организовать», - пояснил «ФедералПресс» один из индивидуальных предпринимателей, работающий в сфере перевозок. Кроме того, транспорт требует постоянных вложений. А обновить парк проблематично в нынешних условиях, потому что субсидий и дотаций нет.
«Ситуация на рынке перевозок очень сложная. В минус пойдут предприятия. Два-три месяца – и все встанет. Вот и все прогнозы. Худо-бедно за счет эксплуатации людей и самих себя предприниматели держатся, но это ведь до поры до времени. Этот бизнес потерял привлекательность полностью. Продают «Автолайт» и «Транссервис», другие компании с удовольствием бы продали бизнес, но его никто не купит. Смысла нет. Ничего не заработаешь», - рассказал предприниматель.
Перевозчики считают, что существует только два выхода из ситуации: увеличить стоимость проезда до 31 рубля, что больно ударит по карману горожан, или перейти на регулируемый тариф. Последнее находится в компетенции администрации города.
Группа перевозчиков написала мэру Андрею Потапову письмо с просьбой установить для них регулируемый тариф, чтобы сдержать рост цен на билеты. «Мы не можем работать в убыток. Ждем перехода на регулируемый тариф и очень оперативно. И не ждем никаких доплат и дотаций, нам нужен регулируемый тариф, который даст только одно – льготу. Она позволит спокойно работать», - прокомментировала письмо Наталья Кутепова.
Ответ предприниматели получили на днях. «В настоящее время все необходимые данные для расчета переданы в Департамент госрегулирования цен и тарифов Курганской области и Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли администрации города Кургана. Решение о возможности перехода на регулируемый тариф будет приниматься администрацией города Кургана после получения предварительных расчетов тарифа, исходя из финансовых возможностей бюджета города», - ответили в мэрии.
В ожидании первого шага от мэрии
Перевозчики уверены, что ситуация разрешилась бы, если со стороны власти состоялся конструктивный диалог. По сути сложностей для перехода нет, практика давно наработана. «Перевозчики работают по 15-20 лет на рынке, тут нет аферистов, которые хотели бы залезть в бюджет. У нас единственная область, где нет дотаций, и мы всегда гордились тем, что способны работать, зарабатывать и не брать деньги из бюджета. Своими силами стараемся обновить технику, помогаем городу и всегда сотрудничаем. В 2018 году все перевозчики выступили инвесторами ремонта Дворца пионеров, помогали в ремонте стадиона КЗКТ. Мы никогда не брали дотаций. А сейчас попали в беду», - пояснила Кутепова.
Впрочем, оба варианта выхода из кризиса проблематичны для чиновников. Повысить тариф – непопулярная мера. «На регулируемый тариф власти тоже не соглашаются. Если его регулировать, значит, надо доплачивать из бюджета. А денег нет. И нерегулируемый тариф не дают повышать, власти боятся этого. Говорят: нельзя поднимать, у нас выборы осенью в парламент. Но нужно понимать, что общественный транспорт – это капилляры и сосуды, которые питают всю экономику», - отметил источник «ФедералПресс», знакомый с ситуацией.
Фото: ФедералПресс/Полина Зиновьева, Евгений Поторочин