Менее чем через две недели должен начаться эксперимент по маркировке пива, который призван помочь собираемости налогов с его продажи и воспрепятствовать его незаконному обороту. Но производители пива предупреждают о возможных проблемах, которые затронут и простых россиян. Как именно - разбирался «ФедералПресс».
На добровольной основе
С 1 апреля в России должен стартовать эксперимент по цифровой маркировке пиве и безалкогольных напитков. Его целью является организация контроля за их движением от производителя к потребителем, оценка полноты и достаточности механизмов маркировки для противодействия незаконному ввозу, выпуску и обороту пива, повышение собираемости налогов и таможенных платежей и др.
При этом игроки пивного рынка участвуют в эксперименте на добровольной основе. Продлится же он до конца августа следующего года и по его результатам правительство России будет принимать решение вводить ли маркировку пива и безалкогольных напитков в постоянной и обязательной основе или же от нее воздержаться.
Идею цифровой маркировки пива (и затем всей алкогольной продукции) предложил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в сентябре 2020 года в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства. На момент его проведения маркировка охватывала 12 групп товаров.
«Мы и далее будем последовательно расширять спектр маркируемой продукции. Из пока не затронутых экспериментами позиций считаем важным зайти с маркировкой в сегмент алкоголя, чтобы защитить нашего потребителя. Это важно, поскольку данная сфера особенно подвержена контрафакту и фальсификату. Мы предлагаем начать с пива и дальше масштабировать проект на другие алкогольные напитки. Просим также поддержать эту инициативу», – заявил он.
Основу для внедрения маркировки товаров правительство начало формировать в 2016 году: была принята необходимая нормативно-правовая база, создана система маркировки «Честный знак», определен ее оператор – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, совместный актив USM Алишера Усманова, государственной корпорации «Ростех» и группы «Элвис-Плюс» Александра Галицкого).
Дополнительная система
«Маркировка – это не просто нанесение кода, а цифровая прослеживаемость по всей цепочке от производителя до прилавка. Она отсекает продукцию непонятного происхождения из магазинов. С помощью приложения «Честный знак» любой покупатель сможет получить достоверную информацию о товаре, пожаловаться на нарушения», – прокомментировали в пресс-службе ЦРПТ.
В ней добавили, что эксперимент носит добровольный характер и уже более 40 компаний подали заявки на включение в его рабочую группу – это позволяет им участвовать в выработке решений.
Депутат Госдумы об удержании цен на продукты: «Торговая наценка не должна быть 200 %»
В тоже время производители пива не видят особой необходимости в цифровой маркировки как средстве контроля за его оборотом, поскольку уже давно действует Единая государственная автоматизированная информационная система, следящая за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции.
«Мы считаем, что для упакованной пивной продукции ЕГАИС является действенным инструментом обеспечения прослеживаемости. В ближайшее время в Государственной Думе планируется рассмотрение законопроекта, предложенного депутатом Ринатом Гильмутдиновым: в нем, в частности предусматривается введение ЕГАИС на последнем звене – в рознице. Что касается проблемы незаконного оборота пивной продукции, то она сконцентрирована, прежде всего, в сегменте разливного пива, когда через многооборотные кеги зачастую реализуется в розлив продукт помимо ЕГАИС и без уплаты налогов. Здесь действительно требуются дополнительные меры контроля», – прокомментировал Алексей Воробьев, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании Heineken Россия.
В тоже время, по оценкам пивоваров, необходимость маркировки потребует от них значительных капитальных затрат на оборудование для ее нанесения, на доработку внутренних информационных систем и их интеграции с системой «Честный знак», обеспечение их работы. Если исходить из 9 млрд единиц пивной тары, выпускаемой ежегодно в оборот и стоимости одного кода в 50 копеек (без НДС), то только на покупку кодов индустрия будет тратить 4,5 млрд. рублей. Особое беспокойство у представителей пивной индустрии вызывает риск замедления работы упаковочных линий из-за необходимости наносить маркировку, особенно на высокоскоростных и сверхскоростных линиях. Это неприемлемые для них потери объёмов выпуска.
Кроме того, маркировка может привести к падению рентабельности небольших производителей пива и даже их банкротствам и увольнениям их сотрудников.
«По предварительным данным, стоимость оборудования для нанесения маркировки составляет от 300 до 500 тыс. евро, что совершенно неподъёмно для средних и тем более малых заводов», – рассказал Александр Иджон, основатель пивоварни ID Ions Brewery.
Россияне заплатят за все
Для потребителей же пива его маркировка обернется повышением цен на него, хотя в пресс-службе ЦРПТ уверяют в обратном: «Предпосылок для роста цен пенного напитка нет. Опыт внедрения маркировки в других товарных группах показывает, что производители цены не повышают».
Александр Иджон с подобной уверенностью не согласен: «Кроме затрат на само оборудование, увеличивается и контроль на всей цепочке от производителя, оптовика и до розницы. На сколько будет замедленно и усложнено прохождение товара, пока не ясно. Судя по ситуации в аптечной сфере, где уже действует маркировка, цены могут увеличиться от 10 до 20 %. Производитель конечно попытается сдержать и резко не увеличивать цену, но отложенное подорожание всё равно будет».
Самое интересное, что в выигрыше в конечном счете окажутся нелегальные поставщики пива, проигравшими – граждане нашей страны. Последние, столкнувшись с подорожанием любимого напитка, станут меньше его потреблять, заменяя всякой дрянью – умельцев ее варить в России полно.
Фото: pxhere.com