Прошедший год изменил отношение россиян к взаимопомощи. К такому эффекту государство шаг за шагом шло уже несколько лет: отношение к волонертсву и благотворительности менялось, но ускорение этому явлению придала именно пандемия. Уже больше половины населения страны так или иначе помогают нуждающимся. И скоро их станет еще больше: новый законопроект, который уже был одобрен в первом чтении, должен дать импульс и остальным жителям страны. О том, какие последствия повлечет за собой принятие законопроектах о квотах на социальную рекламу на интернет-площадках читайте на «ФедералПресс».
Волонтеры, филантропы, благотворители
Некоммерческие организации остаются главным ориентиром для всей благотворительности в России. НКО способны создать работающую систему, которая уже сейчас позволяет достаточно эффективно перераспределять полученные от меценатства деньги и передавать их нуждающимся. Но эффективность такой работы тесно связана с уровнем осведомленности населения страны. Одним из первых решений наших законотворцев стало выделение квот на социальную рекламу на радио, ТВ и других классических рекламных площадках.
Но на сегодняшний день они теряют свою эффективность: все больше людей описывают интернет как основной источник для получения информации. Появление аналогичных квот в виртуальном пространстве было вопросом времени. Тем более учитывая, что россияне хотят помогать согражданам. Причина, по мнению депутата Госдумы, председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александра Хинштейна, кроется в высоком уровне осознанности общества.
«Состояние социальной сферы в определенной степени является отражением духовного развития общества и позволяет оценивать зрелость нации. Россияне демонстрируют запрос на социальную активность. По итогам прошлого года две трети жителей страны, или около 67 процентов, принимали участие как минимум в одном виде благотворительной деятельности, волонтерством занимались порядка 22% соотечественников. И мы будем поддерживать такие конструктивные начинания», – подчеркнул депутат.
Хинштейн отметил, что россияне в тяжелые пандемийные времена продемонстрировали сплоченность. Их желание помочь не могли остановить даже риски заражения: волонтеры приносили продукты для людей старшего поколения, организовывали горячее питание и транспорт для врачей, а интернет-компании предоставляли доступ к своим сервисам.
«Важно развивать и поддерживать подобные инициативы. Именно поэтому я и коллеги по комитету внесли в Госдуму законопроект о квоте на размещение социальной рекламы в интернете. Все больше людей должны присоединиться к этому движению, а для этого они должны быть лучше осведомлены. И я верю, что благодаря этой инициативе нам удастся привлечь еще больше сторонников», – поделился своим видением ситуации с «ФедералПресс» Хинштейн.
По мнению инициаторов законопроекта, он позволит благотворительным фондам лучше продвигать свои социальные проекты в интернете. Для этого планируется создать систему мониторинга, а также единого оператора размещения, который получит все необходимые инструменты для внедрения пятипроцентной квоты на распространение социального контента на рекламных площадках в интернете. Данный законопроект уже принят в первом чтении.
От каждого по способностям, каждому по потребностям
Но развивать в интернете нужно не только рекламу. Прошлый год продемонстрировал, что россияне готовы к переходу на онлайн-благотворительность. Благотворительный фонд «КАФ» провел масштабное исследование, благодаря которому удалось выяснить, что в 2020 году число людей, которые сделали онлайн-пожертвование впервые превысило тех, кто предпочел поделиться деньгами физически. Отечественные IT-гиганты также присоединились к тренду, благодаря чему удалось создать удобные и безопасные площадки для помощи людям.
Как отмечает генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Антон Ключкин, интернет-технологии могут существенно повысить эффективность благотворительности.
«Фонды и благотворительные организации уже достаточно давно используют богатые возможности, которые дают социальные сети, интернет-пространство в целом. Мы знаем массу примеров, когда обращение к пользователям помогало спасти человеческую жизнь, спасти от закрытия тот или иной приют для животных. Другой вопрос, что часто под благородным предлогом, скажем, сбора денег на операцию ребенку, в Сети действуют мошенники. Поэтому к благотворительности необходимо подходить тщательно», – уверен Ключкин.
По мнению гендира «Института развития интернета», новые современные технологии дают обширные возможности волонтерским организациям, благотворительным фондам, тем, кто хочет и имеет возможность помочь. Но, чтобы эффективно использовать все эти инструменты, необходимо продвижение. На него, как правило, у фондов нет денег, поэтому, соответственно, нет возможности привлечь в сферу своей деятельности больше людей. На сегодня у них фактически нет доступа к аудитории Рунета. Поэтому Ключкин уверен, что готовящиеся изменения в законодательстве сыграют важную роль в развитии благотворительности в России.
«Если законопроект о квотах будет принят, то социальной рекламы в сети станет намного больше, вырастет ее качество, а благотворительные организации получат возможность бесплатно продвигать себя в сети. Им не придется тратить деньги на специалистов и промо, за них это будет делать оператор социальной рекламы, причем, на безвозмездной основе. Кроме этого, появится и механизм валидации социальной рекламы, что поможет исключить появление на платформе мошенников», – считает Ключкин.
Член Общественной палаты РФ, директор АНО «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова отметила и еще один важный нюанс современной благотворительности в России. Сейчас добровольно жертвуют свои деньги не только люди с достаточным заработком, но и относительно бедные. Причина проста – люди хотят помогать, особенно в это тяжелое время.
«Но нам все равно нужно иметь больше частных фондов. Посмотрите, сколько у нас на сегодняшний день миллиардеров в списке «Forbes» и сколько частных фондов? Числа, мягко говоря, не совпадают», – поделился своими наблюдения член ОП.
Становление и развитие благотворительности – одна из необходимых черт развитого гуманного общества, к которому стремится Россия. И тот факт, что это понимают не только власти, но и население страны, говорит о том, что страна продолжает уверенно выходить из кризиса. Пусть не финансового, но национального.
Фото: ФедералПресс /Полина Зиновьева