Top.Mail.Ru
Общество
Тюменская область
0

Как пресечь травлю в тюменских школах: «Буллинг – это насилие»

ребенок
Есть признаки, по которым взрослый может заподозрить, что ребенка обижают в школе

В марте возле тюменской школы № 88 произошла резонансная драка: пятеро мальчиков избили девочку. История наделала много шума в социальных сетях, но после развернулась с неожиданной стороны – от пользователей досталось пострадавшей девочке и маме, которая прибежала на помощь ребенку. Мол, сами виноваты. А позже выяснилось, что девочку (новичка в школе) травили в школе и до этого случая. Как противостоять буллингу и что делать, если школьное руководство не придает значения жалобам – в ответах экспертов «ФедералПресс».

Сначала травили девочку, теперь – всю семью

Информация о драке в тюменской школе быстро разлетелась по социальным сетям. Но если сначала комментаторы были единодушны в осуждении самой ситуации, то спустя несколько дней появились мнения в духе «сама виновата».

Мама избитой пятиклассницы Татьяна не понимает, в чем вина ее ребенка. Говорит, что дочка у нее вежливая, занимается шахматами и плаванием. Единственной проблемой оказалось то, что в 2020 году семья переехала в Тюмень из Казахстана. В сентябре девочки Татьяны (в семье растет еще семилетняя дочь) пошли в школу на Московском тракте.

По словам матери, к старшей дочери одноклассники срази обратили нездоровое внимание. «Сначала травили мальчики: «Ты из Казахстана, ты казашка…» Но мы русские, просто жили там и вернулись на родину. Говорили ей, что семья неполная, без отца. Хотя наш папа просто приехал в Тюмень позже. Потом утихли пацаны, начали девчата. И руку дочке выворачивали, и сережки драли из ушей. Приходилось забирать из школы раньше – после второго, после третьего урока», - делится женщина.

К решению проблемы она пыталась подключить классного руководителя и завуча по воспитательной работе. «Она [завуч] нам открыто говорила: это ваше дело, что вы хотите от нас, вы создаете проблемы сами», - рассказывает Татьяна.

мама с дочкой

Апогеем всего стала драка. 25 марта старшая девочка забрала с уроков младшую, а после, предупредив маму, они решили погулять в школьном дворе. Там сестры вступились за девочку, которую обижали мальчишки.

В какой-то момент можно было подумать, что дети просто играют в снежки. Но «игра» дошла до того, что старшая оказалась на земле, а по ней пинали пятеро сверстников. По словам мамы, нанесено было три сильных удара.

В больнице зафиксировали ушибы внутренних органов брюшной полости, синяки по всему телу, а также травма в малом тазу. «Сейчас дочка под наблюдением хирурга. Потребуется операция», - говорит Татьяна.

После случившегося родители обратились в полицию. Но особых подвижек по заявлению нет, сетуют они: за первые две недели после драки никто даже не опросил девочку.

«Мы перевели дочек в другую школу, она в другом районе. Будем переезжать. Но быстро вопросы с продажей жилья не решаются. Но и здесь невозможно оставаться. Теперь и в наш адрес говорят, мол, бойтесь. Неоднократно подходили во дворе», - рассказывает собеседница «ФедералПресс».

Куда обращаться при травле в школе?

Тема буллинга в тюменских школах остается крайне актуальной, утверждает уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов.

школа

«Ситуация стала серьезнее, чем в нашем детстве, ведь появилась информационная среда. Если раньше так называемые обзывалки как были в школе, так там и заканчивались. И мой дом был для меня территорией безопасности. Сегодня же дети живут в информационной среде 24 на 7. Если травля появилась, то она сразу выплескивается в те сети, где находится ребенок, и может охватывать гораздо большую территорию», - говорит детский омбудсмен.

Первый рубеж, к которому нужно обратиться родителям в случае травли ребенка в школе, – это классный руководитель, социальный педагог, психолог. Но детский омбудсмен соглашается, что есть случаи, когда эти специалисты не реагируют должным образом на родительскую тревогу. Тогда, советует он, надо идти к директору школы: именно идти, а не ограничиваться телефонным звонком.

«Придите на прием к директору либо напишите заявление на его имя, что есть такая ситуация, она тревожит и нужна помощь. Во-первых, это переводит ситуацию в правовое поле. Во-вторых, обязывает руководителя вмешаться. А я напомню, что директор в школе отвечает за все», - говорит Андрей Степанов.

Если должной реакции от директора нет, то есть и другие инстанции – уполномоченный по правам ребенка, департамент образования, подразделение по правам несовершеннолетних в полиции, следственный комитет (если есть негативные последствия).

По мнению Андрея Степанова, привлекать специалистов к подобным ситуациям нужно обязательно, поскольку буллинг всегда имеет две стороны и работать надо с обеими.

Мнение психолога

Психолог Галина Губайдуллина согласна с такой позицией: травля вредит и тому, кого обижают, и тому, кто это делает, и даже сторонним наблюдателям.

дети

«Травмируются все вокруг, потому что видят происходящее. У наблюдающих за травлей детей формируется понимание о ситуации, защитит ли их кто-то, если они будут в опасности, как реагируют взрослые. Если в классе есть травля, то это надо принимать во внимание всем родителям без исключения», - говорит эксперт.

Даже если ребенок не говорит о том, что его травят, взрослых могут насторожить некоторые признаки. К примеру, подавленность, нежелание идти в школу, сопротивление, постоянная болезненность. Первым делом с ребенком надо поговорить и убедиться, что что-то происходит, а после понять – что именно: буллинг это или просто конфликт. Одно от другого отличается тем, что в первом случае есть жертва, во втором же происходит обоюдное сопротивление.

«У меня достаточно много клиентов с такой проблемой. В нашем городе с буллингом прямо беда, и нужно что-то делать. Во многих школах учителя отстранились от воспитания и не отвечают за психологическую безопасность ребенка. Они перегружены, занимаются учебным процессом, а это отходит на второй план. Открещиваются: я ни при чем, сами разберутся, или даже – сам виноват», - отмечает Галина Губайдуллина.

Психолог добавляет, что надо понимать, в чем, по версии педагога, виноват ребенок. «Если речь о его индивидуальных особенностях (допустим, он медлительный), но при этом не нарушает ни чьих границ, то отношение к нему этих людей – не его вина. Учитель может легко, на директивном уровне пресечь буллинг. Но только если будет относиться к этому понятию, как к насилию», - объясняет эксперт.

Необходимо добавить, что на сайте каждой школы Тюмени можно найти информацию о работе школьных психологов, за помощью в разрешении ситуации можно обратиться и к инспектору по охране детства – они закреплены за школами по территориальному признаку. Главное – не преуменьшать последствия буллинга. «Травля может аукнуться психологическими проблемами», – заключает психолог.

Фото: pxhere.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Аталыкова, Елена Майорова

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.