Top.Mail.Ru
Экономика
Приморский край
0

Как Дальний Восток выйдет из рыбного кризиса: уловы некуда девать

Сейчас уловы рыбаков становится просто негде хранить
Сейчас уловы рыбаков становится просто негде хранить

В 2020 году Китай закрыл все свои порты для приема грузов, в том числе и для России. Эта мера действует до сих пор, из-за чего тысячи тонн даров моря, добытых российскими рыбаками, некуда девать. Как же будут выкручиваться рыбопромышленники и как решить эту проблему здесь и сейчас? Есть ли шанс, что дальневосточная рыба станет доступнее для россиян – разбирался корреспондент «ФедералПресс» на Дальнем Востоке.

Рыба осталась дома

В Китае все порты закрыли из-за угрозы коронавируса – на упаковках с российской продукцией специалисты находили следы инфекции. И хотя это были лишь следы, а не полноценный вирус, меры приняли незамедлительно. Сейчас на всех рыбных предприятиях, которые аттестованы для отправки продукции в КНР, Россельхознадзор проводит проверку продукции и упаковок. К февралю 2021 года успели проверить 400 из почти 900. Но работа пока продолжается, а Китай все еще не меняет гнев на милость. В итоге рыба, которая обычно поставляется в Китай, оказалась не востребованной. А ведь Россия экспортирует в Китай более 60 процентов всей своей рыбной продукции. Только в 2019 году объем экспорта морепродуктов превысил 1,09 миллионов тонн. Реализация товара принесла РФ 3,27 миллиарда долларов. Сейчас уловы рыбаков становится просто негде хранить: в ДФО нет столько инфраструктуры для размещения такого числа продукции.

Подобные сложности в регионе возникают не в первый раз. Наиболее сильный кризис наблюдался на Камчатке в 2018 году, когда рекордный улов обернулся экономической катастрофой. Рыбу буквально некуда было девать. В итоге она тоннами валялась в лесах и полях, деликатесы гнили прямо под ногами. Никто из рыбопромышленников так и не взял ответственность за эти эпизоды на себя, ссылаясь на браконьеров.

Однако в этот раз масштабы бедствия куда серьезнее. Глава приморской Ассоциации рыбопромышленных предприятий Георгий Мартынов рассказал редакции «ФедералПресс», что ситуация даже хуже, чем кажется на первый взгляд.

«Обычно поставщики контролируют всю цепочку от сырья до конечной продукции, попадающей к потребителю. В случае с российской рыбой все происходит не так. Значительная часть отправляется в Китай, где ее перерабатывают, а потом продают в ту же Европу, например. Россия со своей стороны ничего не может с этим сделать. У нее был единственный по-настоящему крупный заказчик, и вот к какому кризису это привело», – отметил специалист.

Георгий Мартынов отметил, что Россия – единственная в мире страна, в которой основные рынки потребления находятся на расстоянии тысяч километров. Поэтому ориентация на зарубежный азиатский рынок вполне понятна. Однако ошибкой было опираться на один лишь Китай.Сейчас Росрыболовство прорабатывает другие возможности для поставок, через Корею и Японию, минуя китайские порты, однако делать это стоило заранее. Эту проблему обсуждали на недавне Дальневосточном научно-промысловом совете.

Сейчас в том же Приморье, например, рыбопромышленники активно налаживают связи с Японией и Южной Кореей. К марту 2021 года экспорт рыбы в эти страны вырос в три раза, по сравнению с прошлогодними показателями. Но ситуацию это не спасает: объемы экспорта совсем не те. В январе в Южную Корею было экспортировано всего 27,9 тысячи тонн рыбы и морепродуктов, в Японию – 811 тонн. Заменить внезапно закрывшийся китайский рынок они не могут.

Георгий Мартынов отметил, что можно было бы наладить связи с Вьетнамом. Эта страна также заинтересована в российской рыбе. Однако это все перспективы, а что-то делать нужно уже сейчас.

Решение есть

Георгий Мартынов отметил, что есть несколько вариантов решения проблемы с «лишней» рыбой. Да, они будут запоздалыми, но их можно реализовать в ближайшие несколько лет, чтобы избежать повторения кризиса.

Прежде всего, нужно налаживать инфраструктуру поставок с Дальнего Востока на запад страны. С этим по-прежнему большие проблемы. Причем здесь нехватка наблюдается во всех сферах, включая сам транспорт.

«Рыбу возят в специальных вагонах-рефрижераторах. Они могут провезти около 200 тысяч тонн продукции. Сама Россия не производит такие вагоны, хотя могла бы. Она их закупает по завышенной цене все в том же Китае», – отметил специалист.

Кроме того, Мартынов напомнил, что сейчас Россия пользуется инфраструктурной схемой поставки продуктов, которая была составлена еще во времена СССР. Времена уже изменились, а некоторые вещи остаются прежними, и это далеко не всегда удобно.

Президент Ассоциации прибрежного рыболовства и марикультуры «Прима» Артур Майсс рассказал «ФедералПресс», что нынешняя ситуация далеко не безвыходная. России есть где реализовать рыбу – хотя бы на внутреннем рынке. Например, в качестве госзаказа детские сады, школы и даже исправительные учреждения могут закупить продукцию у рыбопромышленников. Потребность российских госучреждений в рыбе в год составляет около 700 тысяч тонн. Кроме того, переизбыток рыбы на Дальнем Востоке может, наконец, сделать ее доступнее для покупателя. Все-таки местные жители довольно редко имеют доступ к свежей продукции.

«А вообще нужно удлинять цепь поставки и обработки продукции со своей стороны, чтобы контролировать происходящее на рынке и иметь устойчивый бизнес. Ситуация с Китаем показала, что мы ничего не контролируем. Рыбу мы продаем в виде сырья, как и многие другие ресурсы», – рассказал Артур Майсс.

Однако без помощи государства эти вопросы вряд ли получится решить. Здесь важно, чтобы чиновники всерьез занялись проблемой. Ситуация с запретом поставок в Китай выявила существующие проблемы. Но с большой долей вероятности, если поставки снова разрешат, о нынешнем кризисе все очень быстро забудут. Само собой, кроме специалистов и самих предприятий. Так что остается только надеяться на то, что государство все-таки задумается и даст дальневосточным рыбопромышленникам шанс развивать еще и внутренний рынок.

Фото:magadan.49gov.ru, ФедералПресс\Евгений Поторочин

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.