Федеральный центр не торопится с назначением полномочного представителя президента в СФО. Должность остается вакантной третью неделю. Эксперты называют ситуацию уникальной. Где ищут кандидатов на пост полпреда, с чем может быть связана отсрочка, какие силы вовлечены в споры вокруг этого кресла и не станет ли СФО пилотной площадкой по отказу от этой должности – в материале «ФедералПресс».
Три недели тишины
Должность стала вакантной 9 апреля, когда Сергей Меняйло был назначен временно исполняющим обязанности главы Северной Осетии. Фактически пост пустовал еще дольше: в последние недели перед этим кадровым решением в полпредстве «ФедералПресс» утверждали, что руководитель находится в отпуске, а мероприятия, проведение которых было поручено президентом представителям во всех федеральных округах, например совещание со СМИ, в Сибири так и не были проведены.
По оценке политолога, бывшего полномочного представителя президента России в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах Юрия Москвича, такая затяжка с принятием решения беспрецедентна не только для Сибири, но и для России в целом.
«Мы помним отдельные случаи, когда решения действительно принималось долго. Например, в Северо-Кавказском Федеральном округе перед назначением Юрия Чайки был определенный период безвластия. Но в целом, а тем более для Сибири, это уникальная ситуация», – отмечает он.
Имена претендентов
Основным претендентом на роль преемника Меняйло долгое время назывался губернатор Красноярского края Александр Усс. Точку в вопросе должна была поставить его встреча с Владимиром Путиным, которая, по слухам, могла состояться 13 апреля. До сих пор неизвестно, была ли она. Сам глава региона ответил на вопрос уклончиво, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что она еще только впереди, а дата пока не назначена. При этом некоторые эксперты полагают, что списывать со счетом перспективу назначения Усса полпредом еще рано.
«Это не моя точка зрения, но я сталкивался с разными мнениями: и что от назначения красноярского губернатора отказались, решив искать более подходящую кандидатуру, и что это кадровый вопрос отложили на более долгий срок, сохранив Усса в числе претендентов», – отмечает Юрий Москвич.
Называются и новые фамилии потенциальных кандидатов. Например, в телеграм-каналах в этом контексте стали называть губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. Якобы федеральные власти видят в нем перспективного управленца, и если он хорошо покажет себя в СФО, то сможет подниматься дальше по карьерной лестнице.
Популярна также точка зрения, что полпредом может стать представитель федеральных структур, причем скорее всего силовых. Такую версию «ФедералПресс» высказал, например, президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Похожего мнения придерживается депутат заксобрания Красноярского края Иван Серебряков.
«Судя по тому, какие проекты стоят перед Сибирским федеральным округом, пост полпреда должен занять равно удаленный генерал, который хорошо понимает ситуацию в округе», - отметил депутат.
Серебряков добавил, что это будет «силовик, но в отличие от Меняйло не военный».
Кем бы ни был новый представитель президента, по мнению генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, ждать осталось недолго: «Было бы логично назначить его на этой неделе». С ним не согласна профессор политологии Северо-Западного института управления РАНХиГС Инна Ветренко, уверенная, что решение вопроса затянется.
«Окончательное решение будет принято после праймериз «Единой России», когда станет ясно, кто по какому округу идет в Государственную думу и тогда произойдет назначение», – предполагает Ветренко.
В пользу этой точки зрения эксперты приводят исторический опыт – чаще всего полпредами в России становились уроженцы совсем других территорий. Одним из немногих исключений стало назначение Игоря Холманских представителем в УрФО в 2012 году.
Особая миссия полпреда
Пауза с принятием решения связана не только со спорами вокруг фамилии будущего полпреда, но и со столкновением мнений о перспективах развития Сибири. Помимо интересов крупнейших металлургических компаний, таких как «Норильский никель» и «Русал», нефтегазовых холдингов, начавших реализацию своих проектов, угледобывающих и прочих предприятий, значение имеет и объявленный государством курс на освоение Арктики, что имеет непосредственное отношение к СФО, уверен Юрий Москвич.
«В связи с этим, я ожидаю, что полпред в Сибири к своим обычным функциям получит о особую миссию, связанную с Заполярьем», – ожидает он.
Помимо дискуссий между группами лоббистов он называет и другие факторы, способствующие затягиванию с принятием решения. Во-первых, нарастание темпов событий на международной арене, из-за чего администрация президента могла отложить вопрос о полпреде, сочтя его менее приоритетным. Во-вторых, приближающиеся выборы в Государственную думу, а в некоторых сибирских регионах – и в законодательные собрания, и более щепетильное отношение к кадровым вопросам в этот сложный период.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что нынешняя ситуация – не затяжка с принятием решения, а целенаправленная политика федерального центра. По их мнению, институт полномочных представителей, созданный более 20 лет назад, выполнил поставленные перед ним на тот момент задачи и в настоящее время находится на перепутье: нужен ли он и в каком виде.
«Не исключено, что отсутствие полпреда в Сибирском федеральном округе – своего рода эксперимент в отказе института полпредства», – полагает политтехнолог Игорь Козлов.
Фото: пресс-служба полпреда президента в СФО