Общественники проверили полигон под Челябинском после сообщений о горении. К членам общественной палаты с подозрением на регулярные поджоги свалки обратились жители Старокамышинска. О новом витке конфликта – в материале «ФедералПресс».
Кто сжигает мусор на свалке
Копейские общественники выехали на полигон «Южный», чтобы осмотреть на месте территорию и проверить информацию о горении. По словам местных жителей, ночью на свалке сжигают мусор, и запах доносится до ближайших населенных пунктов.
«Да, мы ночами – не каждый раз, но чувствуем запах горения. Мы вообще хотели бы закрыть эту свалку. Нам в 2018 году обещали ее рекультивировать: пусть и закрывают, а не делают новый полигон», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» жительница Старокамышинска Марина Рябова.
Она вместе с другими активистами выступает против развития нового проекта – мусоросортировочного завода рядом с имеющимся полигоном, так как считает, что развитие этого направления губительно. «Свалка же находится на разработках шахты, раньше там было озеро: вода уже поднимается, и это будет экологическая катастрофа», – считает копейчанка.
В составе активной группы Марина Рябова неделю назад встречалась и с представителями «Комтрансервиса», который обслуживает полигон, но договориться сторонам так и не удалось.
Проверка полигона
Конфликт жителей и бизнеса длится несколько лет, периодически переходя из пассивной стадии в активную. В него втянуты уже представители многих структур. Приходится разбираться с вопросом и местному депутату Максиму Бабину: «К нам обращаются жители поселка, они не понимают, что на полигоне будет происходить. И нужно в более доступной форме доносить информацию. Ведь при соблюдении всех требований завод по переработке отходов в Копейске необходим».
Представители общественной палаты города тоже следят за ходом переговоров. Их пустили на режимный объект, чтобы общественники своими глазами увидели, что там происходит. «Мы спокойно можем дать ответ жителям, которые обеспокоены тем, что полигон поджигают – этого не происходит. Заодно посмотрели, как идет сортировка мусора. Наши дальнейшие действия – выходить на связь с мусорным регоператором, чтобы был отдельный вывоз отходов. И привлечь в помощь администрацию Копейска», – рассказал Алексей Инфантьев, председатель комиссии по ЖКХ общественной палаты Копейска.
В ожидании ответа регоператора
Что касается сортировки, то после возобновления работы с Центром коммунального сервиса (копейский полигон почти год не принимал отходы от регоператора), через линию проходит до 80 тонн мусора ежедневно. И только 5 % от этой цифры теперь получает вторую жизнь. До этого удавалось отбирать до 20 % вторичных ресурсов.
«Это связано с тем, что нет разделения мусора. Раньше в Копейске по цветам были разграничены контейнеры, и соблюдался раздельный сбор. Сейчас все грузят в одну машину. Мы готовы принять хоть сейчас и запустить вторую линию, но еще ни один мусоровоз от регоператора не приехал, и никто не сказал, что мы привезли такие отходы», – посетовал директор ООО «Комтранссервис+» Руслан Ситдиков.
При этом в администрации Копейска заявили о возобновлении в городе раздельного сбора мусора. Новые контейнеры синего цвета под вторичное сырье разметили в 60 дворах.
Что будет дальше
Тем временем на полигоне работа идет своим чередом. Мусоровозы проходят весовой контроль, выгружаются, а манипулятор подает отходы на сортировочную ленту, где по линии происходит сортировка вторичных ресурсов. По отдельным ячейкам выделяют ПЭТ-бутылки, картон, канистры от бытовой химии, пластик и жестяные банки. Они запрессовываются и отправляются на переработку. Даже стекло сортируется в зависимости от цвета. Вторсырье получает вторую жизнь, превращаясь впоследствии в том числе в нетканые материалы: паралон и синтепон. Все остальное, в том числе крупногабаритный мусор, который дробит специальная установка, увозится на поле полигона для захоронения.
«Полигон должен быть рекультивирован к 2024 году, – отмечает Ситдиков. – В планах компании строительство экотехнопарка на соседнем с полигоном участке, сейчас на нем проводятся изыскания. Тогда будет захораниваться только 20 % отходов, остальные 80 уходить на переработку».
Инвестиционный проект пока не утвержден, он должен будет пройти публичные слушания. Но уже и сейчас – только в планах – он добавляет масла в огонь конфликта с местными жителями.
«Они хотят в три раза сделать больше эту свалку, а мы намерены бороться дальше за ее закрытие», – ставит временную запятую в истории противостояния Марина Рябова.
Фото: ФедералПресс / Виктория Ваулина