До конца лета продуктовой ритейлер «Магнит» должен купить своего конкурента «Дикси». С его помощью он расширит не только сеть своих магазинов, но и географическое присутствие. Но сделка не так выгодна, как может показаться. В чем ее подвохи, разбирался «ФедералПресс».
2,6 тысяч и еще четыре десятка
18 мая один из крупнейших российских ритейлеров «Магнит» объявил о намерении приобрести DIXY Holding, управляющей продуктовой сетью «Дикси».
В состав «Дикси» входит свыше 2,6 тыс. одноименных магазинов, заработавших по итогам прошлого года 281,4 млрд рублей. Примерно половина из них находится в Москве и Московской области, остальные – в других регионах Центрального федерального округа, а также на Северо-Западе России и на Урале.
Помимо «Дикси», DIXY Holding владеет почти четырьмя десятками суперсторов «Мегамарт» с суммарной выручкой 17,4 млрд рублей. Они расположены в Свердловской и Тюменской областях. И, наконец, «Магнит» будет покупать не только «Дикси» и «Мегамарт», но и пять распределительных центров в Москве, Санкт-Петербурге и Челябинске.
В планы «Магнита» входит приобретение у Mercury Retail Group 100 % акций DIXY Holding. «Цена сделки основана на текущей стоимости бизнеса в 92,4 млрд рублей и подлежит определенным корректировкам, зависящим, среди прочего, от изменений чистого долга и чистого оборотного капитала, рассчитанных на дату закрытия сделки», - говорится в пресс-релизе «Магнита».
По словам его президента Яна Дюннинга, после завершения сделки «Магнит» войдет в число ведущих игроков в Москве и Санкт-Петербурге. В тоже время «Дикси» продолжит существовать как отдельное юридическое лицо, ее магазины – по-прежнему работать под существующим брендом. Ждать осталось недолго – до конца августа «Магнит» ожидает получение разрешения на покупку DIXY Holding со стороны Федеральной антимонопольной службы.
Из провинции в столицу
«Магнит» был создан знаменитым краснодарским бизнесменом Сергеем Галицким в 1995 году. Тогда акцент в его деятельности был сделан на торговлю бытовой химией, парфюмерией и косметикой и открытие оптовых магазинов на юге нашей страны.
Потом курс его развития был кардинально сменен и была сделана ставка на развитие розничной сети, опять-таки, с упором на южные регионы России. Лишь в 1999 году появился первый магазин в Санкт-Петербурге, в 2002-м – в Москве. В результате активной экспансии к концу 2020 года «Магнит» располагал почти 21,6 тыс. магазинов в 66 регионах.
Такой бурный рост, естественно, требовал денег и в 2006 году разместил свои акции на Московской межбанковской валютной бирже и РТС, в 2008 году – на Лондонской фондовой бирже, направляя полученные средства в бизнес. Неудивительно, что он сумел построить даже собственный тепличный комплекс в Краснодарском крае.
Однако в 2018 году Сергей Галицкий неожиданно для всех продал большую часть принадлежащего ему пакета акций «Магнита» (29,1 %) за 138 млрд рублей ВТБ и теперь банк выступает его основным владельцем.
Союз еды и сигарет
В отличие от «Магнита» «Дикси» была учреждена еще раньше, в 1993 году. Тогда она называлась «Юниленд» и впоследствии была переименована в «Дикси». Она как и «Магнит» изначально занималась оптовой торговлей, переключившись затем на розницу. Пилотный розничный магазин был открыт в Москве в 1999 году.
Создателем «Дикси» считается малоизвестный сейчас бизнесмен Олег Леонов. В 2008 году он продал своей пакет за 600 млн долларов холдингу «Меркурий», специализирующемся на дистрибьюции сигарет. Его владельцем является Игорь Кесаев.
Впоследствии «Дикси» продолжила расширять свою сеть. В 2019 году было объявлено об объединении «Дикси» с сетями «Бристоль», также принадлежащей Игорю Кесаеву и его партнеру Сергею Кациеву, и «Красное и белое», подконтрольной Сергею Студенникову.
Слабеющий игрок
Отраслевые эксперты очень неоднозначно оценивают ожидаемую сделку по покупке «Магнитом» «Дикси». Например, руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения инвестиционной группы «Универ Капитал» Андрей Верниковдопускает, что реальная причина продажи «Дикси» может быть не связана с официальной (фокус ее акционеров -- на развитии торговых сетей «Бристоль» и «Красное и белое»).
«Рынок ритейла в стране динамично развивается и вероятно придет к европейской модели. На рынке будут доминировать два национальных ритейлера и один международный. Концентрация бизнеса нужна для снижения логистических издержек. Конкурировать с X5 Retail Group «Дикси» не может, поэтому через какое-то время бизнес мог начать затухать. А вот «Магнит» в связке с «Дикси» составит X5 Retail Group достойную конкуренцию», – говорит он.
Аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Дмитрий Донецкийпридерживается несколько иной точки зрения.
«Сейчас «Дикси» – это довольно слабый игрок, который после 2014 года был в увядающем состоянии. Показатели «Дикси» ниже среднего по рынку, – рассказал он. – На наш взгляд, акционеры Дикси не видели дальнейшего развития компании и преимуществ объединения с Красное и Белое, поэтому искали возможность для поглощения более крупной сетью».
Акционеры выигрывают, покупатели нет
Опрошенные эксперты обращают внимание на похожие модели построения бизнеса у «Дикси» и «Магнита» и их различие в географическом распространении.
«У «Магнита» и «Дикси» схожий формат работы – значительная часть обеих сетей представлена магазинами «у дома». Существенная разница в том, что «Дикси» наиболее широко представлен в Москве, Санкт-Петербурге, а «Магнит» – в регионах», – оценивает Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир Инвестиции».
«Магазины «Дикси» схожи по формату и ассортименту с магазинами «Магнита», - соглашается ним Дмитрий Донецкий.
Покупая «Дикси» «Магнит» выигрывает – благодаря ей он усилит свое влияние в центральной части России, то есть там, где сейчас очень сильны позиции «Пятерочки» и «Перекрестка», управляемых X5 Retail Group.
«Локация магазинов «Дикси» очень достойная – Москва, Санкт-Петербург и центр и северо-запад России. Доходы домохозяйств в этих регионах выше чем в целом по России. Это густонаселенные районы. Пока рано считать экономический эффект от этой сделки, но в долгосрочной перспективе приобретение сильного розничного бренда – это сильный ход со стороны «Магнита», – добавил Андрей Верников.
Дмитрий же Донецкий видит в «Дикси» своеобразную основу для развития «Магнита» в будущем.
«В долгосрочной перспективе сделка по приобретению «Дикси» должна быть позитивной для «Магнита». Компания как бы приобретает «заготовку», которую затем нужно будет улучшать. При этом решается задача экспансии в ключевых маржинальных регионах», – считает он.
Зато ведущий аналитик QBF Олег Богдановпредполагает, что перспективы «Магнита» не столь оптимистичны, как может показаться.
«Сделку по поглощению «Магнитом» сети «Дикси» оценивается в 1,2 млрд долларов. Тут главный вопрос не почему акционеры «Дикси» пошли на продажу своей сети, а зачем «Магниту» понадобился умирающий бизнес за такие деньги. Чтобы в нынешних условиях взять на баланс 2650 магазинов, нужно иметь большую бизнес-смелость. Это тот случай, когда 3+2 дает только 3, – указал он. – Я бы поздравил акционеров «Дикси» с тем, что им удалось избавиться от этого убитого актива и получить реальные деньги. А вот акционеры «Магнита», несмотря на текущий рост акций, будут на себе ощущать системную трансформацию глобального розничного бизнеса».
Есть еще проблема остающаяся за кадром – выгода от сделки «Магнита» и «Дикси» для простых покупателей. Формально она их не затрагивает и никаких негативных последствий от нее для них не предвидится.
«Ничего страшного с рынком российского ритейла не произойдет. Поэтому если представить, что Х5 Retail Group и «Магнит» будут завышать цены, то покупки в таких магазинах как, например, «Лента» или «Ашан», будут более выгодными. Представляется, что в конечном итоге потребители выиграют от такой сделки, так как конкуренция между ведущими ритейлерами обострится, и они будут вынуждены предлагать лучшие решения, пытаясь переманить к себе аудиторию конкурента», – прогнозирует Артемий Шамшуков, аналитик «Финам».
Здесь-то и зарыта собака – «Магниту», Х5 Retail Group, «Ленте» и «Ашану» не составит никаких трудов договориться между собой и устанавливать цены, какие им выгодно. У покупателей же выбора-то и не будет – магазины всех этих ритейлеров зачастую расположены по соседству и выгадать на разнице в ценах на продукты не получится, тем более, что они любят их повышать, а отнюдь не снижать.
Фото: ФедералПресс / Андрей Гусий