В восьми городах России был запущен беспрецедентный онлайн-марафон «Новое знание» с участием самых разнообразных спикеров от сооснователя Apple Стива Возняка до космонавтов, чемпионов по боям без правил и экспертов по киберспорту. Это событие символизировало цифровую перезагрузку знаменитого просветительского общества «Знание», которое потребовал месяц назад Владимир Путин. Эксперты ЭИСИ вместе со спикерами и экспертами общества «Знание» обсудили, для чего и как нужна реализовываться политика просвещения, чтобы Россия смогла развивать свой интеллектуальный капитал. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Выступая с посланием Федеральному собранию месяц назад Владимир Путин упомянул о том, что нужно просветительскую деятельность, которой всегда занималось, в том числе, общество «Знание» надо перезапустить на современном уровне цифровых платформ и коммуникаций. Эксперты слова главы государства приняли как побуждение к действию, и сегодня представили результат. В восьми городах одновременно идет цифровой онлайн-марафон, в котором принимают участие более 150 спикеров от Сергея Лаврова до Илона Маска. Но какова цель? Просто интересно провести время или цели должны быть более отдаленные?
Именно об этом говорили участники круглого стола, основным спикером на котором была председатель координационного совета общества «Знание» сенатор Любовь Глебова. Она подчеркнула, что в обществе есть мощный рост требований к образованию и знаниям, которые есть у людей. Но эти два понятия не тождественны – если образование остается минимальным минимумом, знания же человек получает в течение всей жизни.
«Отсутствие современных цифровых коммуникаций с молодежью – явная проблема, которую нужно решать. Есть потребность общения с молодежью на их языке и по предметностям, которые им интересны. Есть попытка перезагрузки, чтобы представить что есть интересного, ценного. Нужно предложить, некие иные смыслы, которые есть в их пространстве», – считает сенатор.
Она подчеркнула, что спикеры марафона были подобраны таким образом, чтобы они могли ответить на вопросы, которые задают сами молодые ребята, они обладают такой информацией, которой могут поделиться только они и проецируют свои эмоции, гордость за свою страну, как например, космонавт, который буквально на днях вернулся из орбитального полета.
«Знания – это не только информация, это и эмоции, и формирование гордости, что ты общаешься с таким человеком», – резюмировала Глебова.
Один из спикеров марафона – один из известнейших промышленных дизайнеров и руководитель центра прототипирования высокой сложности «Кинетика» Владимир Пирожков предложил мотивирующую презентацию, общий смысл которой был в том, что если Россия претендует на значительное место в мировой экономике, то она может сделать ставку только на инновации. А для этого нужно быть умным. Сейчас Россия производит лишь 2 % мирового ВВП, почти в 10 раз меньше, чем США и Китай. Учитывая, что США вкладывает в инновации почти 500 млрд $, а Китай намерен вложить несколько трлн $, конкуренция крайне высока.
«Как это сделать? Необходима способность к обучению, нужно постоянно учиться чему-то новому. У нас в стране всего 76 млн трудоспособного населения, по сути это как Шанхай и его окрестности», – привел он пример.
Эксперт посетовал, что у нас в стране занимаются «нечеловеческими проектами», строят газопроводы и космические ракеты, а товары массового спроса ввозятся из-за рубежа. Что еще хуже, талантливые молодые ребята уезжают туда, чтобы делать эти товары, в частности это касается дизайнеров. Но отчаиваться не стоит, нужно учиться мечтать «о хорошем, светлом и классном» и достигать этих целей.
В целом, то что учиться необходимо и не как в советские времена – «один раз на всю жизнь», а постоянно, – понимают и сами россияне. ВЦИОМ не так давно провел большое исследование на эту тему и его результатами с участниками «круглого стола» поделился руководитель практики политического анализа Михаил Мамонов.
По данным социолога, 72 % опрошенных россиян считают, что нужно осваивать новые навыки, 38 % от общего числа говорят о регулярном процессе пополнения знаний. Самое интересное, что запрос примерно в такой пропорции характерен для всех возрастных групп, лишь в группе 14-35 лет эта цифра немного больше, не зависит потребность к знаниям ни от материального положения, ни от места проживания – идет ли речь о городе или сельской местности.
Интересна еще одна цифра: 57 % опрошенных оценили, что им вполне хватает знаний и навыков для своей профессиональной деятельности, то есть при достаточно сильном базовом уровне они все равно хотят узнавать нечто новое и развиваться дальше. Что касается мотивации, то два основных пункта, которые указывали респонденты, для чего им нужно дополнительное образование – это достижение успеха в широком смысле, не ограничивающемся уровнем доходов, и профессиональная и личностная реализация. Таким образом, исследование показывает, что три из четырех россиян понимают необходимость постоянного обучения, имеют представление, для чего им это надо и готовы эту потребность в дополнительном обучении реализовывать, в том числе, на регулярной основе.
Впрочем, возвращаясь к перезапуску на цифровой платформе общества «Знание», и его просветительской миссии, стоит говорить не только о личных историях успеха и амбициях. Задача просвещения лежит в развитии гуманитарного пространства, считает эксперт Экспертного института социальных исследований Александр Рудаков. Он напомнил, что сегодня Владимир Путин в который уже раз заявил о попытках фальсификации истории Великой Отечественной войны, героизации нацизма и подобных опасных вещах.
«Мы не можем допустить оккупации смыслового пространства нашей страны. В глобальном масштабе есть тенденция на демонизацию всего, что связано с Россией. На это затрачиваются огромные ресурсы, а что мы можем этому противопоставить? В Википедии, например, идет настоящая война за каждую публикацию по теме. Нужен альтернативный просветительский поток», – уверен Рудаков.
Он несколько спустил на землю коллег, напомнив, что не все подростки стремятся к чистому знанию, напротив, значительная часть подрастающих ребят ориентирована на деструктивные тенденции.
«В молодежной среде часто ценится капитал деструктивного негатива, эту тенденцию нужно переломить, нужно менять идеологические настройки, рассказывать о достижениях российских ученых. Тот факт, что Илон Маск и Стив Возняк приняли участие в марафоне, говорит, что они считают, что Россия остается важным элементом в гуманитарном знании, это флаг модерна перед наступающим средневековьем», – заявил спикер.
Рудаков предложил в качестве инструментов системы просвещения создать такие структуры как цифровой депозитарий культурной информации, который позволить обеспечить доступ к любому созданному в России объекту культуры, будь то сочинения классиков, аудиовизуальные продукты или данные о научных достижениях. Другой инструмент – единая российская энциклопедия, в разработке которой участвовали бы лучшие специалисты, а сам продукт стал бы достойным конкурентом Википедии.
Завершая дискуссию, Любовь Глебова заметила, что недостаточно создать банк данных информации, нужно придумать «интересный путь», чтобы молодежь захотела по нему пройти. Более того, не надо навязывать им свою точку зрения или взгляды. Самое главное, что нужно сделать – это создать условия, чтобы внутри самого молодежного сообщества началась организация соответствующих дискуссий, чтобы она была актуальна проблематике, а не была проекцией «великовозрастных дядь и теть».
Фото: rs.gov.ru