За последний год число пользователей портала «Госуслуги» выросло в два раза, сейчас на территории России им пользуется 56 млн человек. Из них 3,5 миллиона дали согласие на предоставление банкам и страховым организациям необходимых сведений о себе, об этом Минцифры сообщило на прошедшей неделе. Согласие на предоставление сведений о гражданине дается при оформлении Цифрового профиля на «Госуслугах». Для чего собирается данные россиян и как это облегчает жизнь – в материале «ФедералПресс».
Что дает цифровой профиль
Пока сервис используется только для получения банковских услуг. На портале «Госуслуги» формируется единая анкета, которая содержит сведения о гражданине из базы данных налоговой, Росреестра, МВД и пенсионного фонда. Поэтому с согласия пользователя банки получают доступ к информации о его доходах и налогах, имуществе, месте работы, семейном положении и другие сведения, необходимые для одобрения кредитной или ипотечной заявки.
«Цифровой профиль» – это пилотный проект, 20 мая 2021 года Минцифры подвело итог первого года его работы. Но глава кабмина Михаил Мишустин намерен развивать эту инициативу и расширять перечень услуг. Выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2020 год, премьер-министр отметил, что с 2010 по 2020 годы цифровую трансформацию успешно прошла Федеральная налоговая служба, которую он возглавлял в этот период. Далее изменения ждут остальные государственные услуги, которые должны оказываться «полностью в электронном виде, не выходя из дома и без необходимости личного обращения в органы власти, либо дальше в МФЦ».
Данные собирают не только сервисы госуслуг. Вся аналитика в современной экономике строится на том, что компания знает о потребителе. Основная цель цифровизации экономики – упрощение повседневности, но темной стороной этого вопроса остаются безопасность и этика сбора данных. Актуальным для пользователей остается вопрос, стоит ли отказываться от удобных сервисов, социальных сетей и «умных» вещей, чтобы обезопасить свои счета и частную жизнь?
Данные – это новая нефть
Банки, мобильные приложения и социальные сети ежеминутно фиксируют все действия, которые совершают пользователи. Такие IT-гиганты, как Facebook, Mail.ru Group или Яндекс используют информацию о тратах, перемещениях, поисковых запросах, чтобы составлять портреты пользователей и предлагать им определенные продукты. Это те самые «большие данные» или Big Data, на которых строится аналитика.
Например, можно проанализировать, сколько человек совершает перелет из Москвы в Казань за один день, за неделю или за месяц. Эта информация может быть интересна туристическим компаниям, сервисам по бронированию отелей и властям региона. При этом большие данные не содержат имен этих людей, номер паспорта или ИНН, поэтому их называют обезличенными. По геолокации мобильных устройств онлайн-карты анализируют загруженность дорог, а в поисковой системе отображаются пиковые часы в торговом центре.
Социальная дилемма: польза цифровизации
Большинство сфер в повседневной жизни уже оказались оцифрованными, в них используется искусственный интеллект, сбор данных, аналитика и механизация процессов. Мы настолько привыкли к ним, что перестали замечать. Например, когда в подборках онлайн-кинотеатров нам попадаются интересные фильмы – это рекомендации нейросети на основе анализа ваших увлечений. Кроме индустрии развлечений цифровизация проникла в более фундаментальные отрасли:
Промышленность. Автоматизация процессов позволяет заменить людей машинами на тех позициях, которые вредны или опасны для людей. Например, крупные компании уже заменяют сотрудников на складах беспилотниками, а логисты при этом занимаются управлением и анализом данных. Аналитика помогает промышленникам прогнозировать спрос на продукцию грамотно расходовать ресурсы.
Медицина. Анализ данных, которые поступают с фитнес-браслетов и других умных устройств позволяют отслеживать общую статистику здоровья. Благодаря развитию интернета стала популярной телемедицина и получить консультацию врача теперь можно не выходя из дома. Кроме этого развивается сфера MedTech – создание новых технологий лечения, оперирования и протезирования.
Образование. Онлайн доступ к огромному количеству образовательных ресурсов уравнивают образовательные возможности для школьников по всей стране. Система электронных дневников и цифровые пропуска позволяют по-новому контролировать процесс обучения. Период пандемии показал, что в России возможен даже полный переход на онлайн обучение, если появляется такая необходимость.
Государственное управление. Большие данные позволяют государству отслеживать актуальную экономическую ситуацию, занятость населения, проблемы в области образования и здравоохранения.
Для регулирования цифровой среды и развития технологий в 2019 году был запущен проект «Цифровая экономика Российской Федерации», который отвечает за информационную безопасность и инфраструктуру, подготовку кадров для работы с новыми технологиями, а также сферу искусственного интеллекта и больших данных.
РИА «ФедералПресс» запускает раздел «Цифровая среда: инструкция по применению», чтобы держать читателей в курсе всех цифровых изменений. Здесь можно найти советы по использованию новых сервисов, новости цифровизации повседневной жизни и обеспечению информационной безопасности. В материалах сюжета мы будем разбирать темы внедрения цифровизации в малых городах и на отдаленных территориях, запуск и работу умных городов, умного транспорта, кибербезопасность и цифровизацию банковских систем. Наш раздел может стать для читателей энциклопедией современного гражданина, который должен уметь жить в цифровой среде и уметь защищать свои права.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева; ФедералПресс / Елена Майорова; digital.gov.ru
Умная среда: инструкция по применению