НИЖНИЙ НОВГОРОД, 9 июня, ФедералПресс. Прямо сейчас в столице Приволжья проходит финал всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства», участники которого борются за право воплотить в жизнь свои смелые проекты в сферах туризма, общепита, гостиничного бизнеса и сферы услуг. Корреспондент «ФедералПресс» побывал на мероприятии, пообщался с его участниками, наставниками и приглашенными экспертами.
Гостеприимный город
«Я счастлив приветствовать финал конкурса “Мастера гостеприимства” здесь, в Нижегородской области», – открывая мероприятие, заявил губернатор Глеб Никитин.
Финальные этапы конкурса, организованного АНО «Россия – страна возможностей», будет идти в стенах нового павильона Нижегородской ярмарки всего два дня – 9 и 10 июня. За звание победителя состязаются 195 участников из 63 регионов, первоначально их было более 37 тысяч человек.
По словам заместителя генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Антона Серикова, к Нижнему Новгороду, как к месту проведения финала федерального конкурса, организаторы присматривались уже давно:
«Как площадка для финала конкурса, Нижний Новгород был выбран не случайно. Каждый год мы анализируем и выбираем города, в которых есть опыт проведения крупных интересных мероприятий. Нижний Новгород мы выбрали еще в самом начале года, потому что было понятно, что он готовится к крупным событиям. Была высокая заинтересованность и самого правительства Нижегородской области, потому что в рамках конкурса собираются лучшие представители индустрии, которые больше узнают о регионе и потом фактически становятся его амбассадорами», – утверждает представитель организации.
То, что сейчас в Нижегородской области особенное внимание уделяется именно туристической сфере, подтвердил и губернатор Глеб Никитин, сообщивший об увеличении числа гостей города еще за два месяца до дней празднования 800-летия города – они пройдут с 19 по 21 августа.
«Сейчас туристическое направление, направление индустрии гостеприимства в Нижнем Новгороде проживает настоящий бум. Прорыв. В январские праздники был рост 55% по отношению к допандемическому периоду, несмотря на все ограничения. Сейчас загрузка гостиничного фонда – 94%, до пандемии, в 2019-м она была 54%», – рассказал Глеб Никитин.
По его словам, спрос на гостиницы в Нижнем Новгороде в настоящее время настолько велик, что ему даже не удается помочь снять номера своим друзьям, приезжающим в город.
«Приходится приглашать домой. Больше некуда», – пожаловался глава региона.
Нужные всем кадры
«Мастера гостеприимства» проводится уже второй раз – впервые конкурс прошел в 2019 году. По замыслу организаторов, такие события позволяют специалистам из самых различных сфер показать свой потенциал, научиться чему-то новому, а в последствиии и помочь индустрии в целом.
По словам Антона Серикова, сумма поддержки зависит от бюджета проекта, который презентует участник, может достигать нескольких миллионов рублей. Некоторые победители получают от крупных предприятий содействие в продвижении или размещение их авторских маршрутах на крупных электронных ресурсах.
О важности кадрового вопроса в развитии туризма «ФедералПресс» рассказал и президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Грант Бабасян:
«Особенно кадры важны для малых городов, у которых есть туристический потенциал. Для примера можно взять Крым: когда в Судаке появился арт-кластер “Таврида”, он начал развиваться как территория гостеприимства и креативных индустрий. И, как следствие, появились профи, которые приходят работать на новые объекты в регионе. Они уже обучают местный персонал, и этот персонал, получив этот опыт, уже через полгода-год будут работать на управленческих должностях в новых проектах, которых в Крыму сейчас будет больше . Это естественный процесс, который, тем не менее, занимает время. Но за этот срок появляются специалисты, которые уже обучены совершенно другому уровню сервиса!», – говорит наш собеседник.
Проекты, не отложенные в стол
Наиболее примечательной особенностью конкурса является то, что участники занимаются не решением абстрактных теоретических задач, а рассматривают готовые кейсы, в которых заинтересованы крупные компании.
«Мой проект посвящен решению кейса от “Роскосмоса”, относящегося к полетам на МКС. Кейс был для меня достаточно необычный и поэтому интересный, пришлось приложить немало усилий, чтобы пройти с достойным результатом. Но если им заинтересовались, то мне хочется предложить его экспертам. Возможно, какие-то из моих предложений будут реализованы “Роскосмосом”», – рассказывает участник конкурса Павел Костенко, представляющий Самарскую область.
Другие разработки оказываются на стыке сразу нескольких сфер. Например, конкурсант из Челябинска Алексей Тугарев рассказал нам о своем решении для ПАО «Аэрофлот» под названием «Вместе. Сохраним природу России». Своей задачей он ставит раскрытие туристического потенциала регионов с тяжелой туристической промышленностью, а также одновременное продвижение природоохранных программ.
«Это можно сделать помощью инструмента контраста: металлургия может и должна быть чистой. В ходе посещения предприятия туристу показывают современные технологичные производства, их отличие от традиционных. Плюс впечатления от самого процесса: работа машин, процесс розлив металла, сувениры», – говорит участник.
Нередко после успешной защиты проекта предприятие продолжает сотрудничество с конкурсантами. Например, представляющая Нижегородскую область 21-летняя Мария Хохлова поделилась с «ФедералПресс», что ее работой в сфере развития туризма заинтересовались сразу несколько компаний.
Нужно отметить, что уровень подготовки участников высоко оценили и эксперты конкурса. Так, например, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев выразил готовность помогать в реализации их проектов, даже если они относятся к другому региону. А президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров считает, что некоторые из них нужно использовать и на более высоком уровне:
«Многие проекты, которые дошли до финала конкурса «Мастера гостеприимства» достойны того, чтобы их мультиплицировать. Обмен опытом, происходящий на площадке конкурса, дает возможность быстрее запустить внутренний туризм», – подчеркнул он.
Имена победителей конкурса и лучшие проекты будут названы вечером 10 июля.
Информационная справка:
Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Ключевые цели организации: создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. Наблюдательный совет АНО «Россия – страна возможностей» возглавляет Президент РФ Владимир Путин.
Фото: Александр Токарев, Наталья Оксак