В России – бум строительства заводов по производству метанола. Одни из них планируется разместить на побережье Балтийского моря под Санкт-Петербургом, другие – на Дальнем Востоке. Особняком стоит проект метанольного предприятия в Архангельской области, его планирует реализовать азербайджанский инвестор с неоднозначной репутацией. При этом четыре года назад в Архангельске тоже предполагалось сооружение такого же завода. О проблемах строительства метанольного предприятия в Архангельске – в материале «ФедералПресс».
В сердце арктической зоны
В Архангельске планируется реализация крупного проекта – строительство завода по производству метанола из природного газа. Объем капитальных вложений в него оценивается в 63 млрд рублей.
Метанол – исходный компонент для выпуска формалина, уксусной кислоты, синтетических смол. Мировой спрос на него увеличивается из года в год, поэтому в России и за ее пределами строятся новые и расширяются действующие метаноловые заводы.
Выбор Архангельска в качестве места расположения предприятия не случаен: отсюда можно на морских судах отправлять метанол в страны Северной Европы и бассейна Средиземного моря. Запуск метанолового завода в эксплуатацию обещает принести в бюджет региона более 15 млрд рублей налогов в первые 10 лет его работы. Завод открывает возможности для организации технопарка, где будут размещать использующие метанол предприятия. Одновременно диверсифицируется экономика Архангельска, сильно зависящая от работы местного морского порта и рыболовецких компаний. Для завода в регионе создается благоприятный режим: уже подобран свободный земельный участок, предприятие может получить статус резидента арктической зоны России, дающий ему право на различные льготы.
Загадочный инвестор
Инвестором проекта выступает азербайджанский предприниматель Низами Пириев. Со стороны Архангельской области переговоры с ним проводил на ПМЭФ заместитель губернатора Виктор Иконников: региональные власти не смущает непростая история инвестора
В 2006 году фирма «Кредитлайн», возглавляемая Низами Пириевым выиграла конкурс Министерства нефти и минеральных ресурсов Сирии на строительство нефтехимического комплекса. Капитальные вложения в него должны были превысить 3,5 млрд долларов (уставный капитал «Кредитлайна» составлял ничтожные 10 тыс. рублей). Насколько известно, ничего построено не было. В 2015 году Низами Пириев «засветился» в скандале, связанном с хищением большого кредита в Международном банке Азербайджана. Его даже арестовывали, но быстро выпустили на свободу.
Пириев считается одним из основателей азербайджанской PNN Group, реализующей проекты в области нефти и газа, ритейла, общественного питания и других сферах. В 2013 году PNN Group запустила в Баку завод мощностью 720 тыс. тонн метанола в год. Пару лет спустя он был остановлен из-за высоких цен на природный газ, сделавших выпуск метанола нерентабельным. В 2016 году предприятие взяла под управление государственная корпорация Socar, в 2018 году она получила его в собственность. Согласно «СПАРК-Интерфакс», Низами Пириев в настоящее время выступает в качестве совладельца четырех фирм: «Азмеко Констракшен», «Хомеа» и «Вилла.ру» (занимаются строительством жилых и нежилых зданий), «Хомеа-Агро» (выращивание прядильных культур).
Предшественник четырехлетней давности
Проекта Пириева – не первый в регионе. Четыре года назад в Архангельске уже хотели построить подобный завод, реализовать проектсобиралась группа «Русские инвестиции». Информации о ее деятельности имеется крайне мало, зато председатель совета директоров знаменит – это Кирилл Игнатьев, бывший депутат Государственной думы и бывший первый заместитель генерального директора Общественного российского телевидения.
Кирилл Игнатьев говорил, что при строительстве завода хотели бы повторить успешную практику и опыт Азербайджана: «Построенный там завод автоматизированный, современный, высококлассный. Это действительно хайтек в области сырьевой индустрии».
Для предприятия уже был подобран участок, однако требовалось проложить газопровод и построить в порту Архангельска терминал для перекачки метанола на корабли. И с тех пор новостей о бурной стройке не поступало.
Сбытовые ограничения
Отраслевые эксперты обращают внимание на выгодные логистические и инфраструктурные преимущества проекта при имеющихся ограничениях для сбыта метанола.
«Большая часть российского метанола продается на экспорт, и пока в основном отгружается в европейском направлении. Исторически в западном направлении у России более развитая транспортная инфраструктура. Для организации производства метанола как минимум нужно иметь доступ к поставкам природного раза и близость к порту со специальным перевалочным терминалом. Получить все это или построить на западе страны гораздо проще, чем на востоке, с учетом развитости морской, железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры. Наличие в Архангельске морского порта, свободных земель, рабочей силы и заинтересованности местных властей могли сыграть решающую роль», – рассказал Алексей Калачев, аналитик «Финам».
Генеральный директор исследовательской группы «Инфомайн» Игорь Петров указывает на большое число проектов метанольных заводов в России и ограниченные возможности для поставок с них в Европу.
«За последние годы, по моей оценке, был заявлен целый ряд проектов метанольных производств суммарной мощностью свыше 10 млн тонн в год, плюс еще расширяются действующие предприятия. Поскольку российский рынок пока развивается слабо, большой объем идет на внешний рынок, прежде всего, в Европу, – отметил он. – Однако потребности Европы в метаноле, конечно, не являются безграничными».
Тогда остается лишь отгружать метанол в Китай, благо потребление в нем постоянно увеличивается. В то же время там имеются свои ограничения, и их нельзя оставлять без внимания.
«Экспорт в Китай – дело интересное, но не забудем учесть, что Китай – не только крупнейший потребитель и импортер метанола, но и крупнейший его производитель, который стремительно наращивает собственные производственные мощности. Конкурировать с Китаем на его же рынке будет непросто», – констатировал Алексей Калачев.
Ядовитый и горючий
Обращает на себя размер планируемых капитальных вложений в проект – 63 млрд рублей и полное отсутствие данных о мощности будущего предприятия, о сроке его окупаемости.
«Исходя из заявленных объемов инвестиций мощность завода может составить от 500 до 800 тыс. тонн метанола в год. Строительство может занять от 3 до 5 лет. Сроки окупаемости, в зависимости от ситуации на экспортных рынках, – 7–10 лет», – прогнозирует Алексей Калачев.
Для выпуска метанола необходим природный газ, однако о договоренностях Пириева с «Газпромом» информации найти не удалось. Для перегрузки метанола на корабли может потребоваться отдельный терминал.
Тут еще неминуемо возникает проблема экологической безопасности предприятия для населения Архангельска – метанол представляет собой опасный яд, способный вызвать тяжелое отравление у человека (вплоть до смертельного исхода). Опасность его попадания в окружающую среду до конца не выяснена. Между тем в Мамаксанском округе Архангельска, где разместится завод, проживает свыше 21 тыс. человек.
«Наиболее опасны разливы метанола на почву. Практически не изучены последствия разливов на лед и многолетние мерзлые почвы и способы их ликвидации», – говорит Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса.
Помимо токсичности, метанол легко воспламеняется и хорошо горит. Также придется решать вопрос об утилизации выбросов.
«Производство метанола относится к промышленным объектам и производствам II класса. Объемы и качество выбросов в окружающую среду при производстве метанола зависят от типа производства. Наиболее безопасным для окружающей среды и жителей является замкнутый цикл производства, когда сточные воды проходят несколько стадий очистки и возвращаются в производство, – сообщила Елена Васильева, эксперт Greenpeace России. – При этом проблема загрязнения воздуха актуальна не только по причине объемов образующихся тех же парниковых газов, но и из-за низкой (+8) температуры вспышки при смешивании метанола с воздухом».
Отсюда напрашивается вывод: похоже, никто не спросил жителей Архангельска, будут ли они рады размещению в их городе метанолового завода (даже если их дома будут находиться от него на приличном расстоянии), какова будет степень его надежности, какие будут системы защиты от аварий (не говоря уже, получат ли местные на нем работу и какая у них может быть зарплата). Им пока никто не представил проект для рассмотрения и, вероятно, он еще не подготовлен.
Фото: pixabay.com