С началом лета в некоторых регионах Приволжья обострились экологические проблемы. Где-то горят свалки, где-то горожане жалуются на выбросы, а где-то – задыхаются от невыносимого запаха. Жители Оренбургской области с мая бьют во все колокола: на улицы села Южный Урал и Авиагородка невозможно выходить по вечерам из-за стойкого запаха сероводорода. С аналогичной проблемой столкнулись и кировчане. В причине загрязнений воздуха разбирался корреспондент «ФедералПресс».
«Вонь такая, что глаза режет!»
Квартиры в селе Южный Урал продаются активно и недорого. В объявлениях часто говорится, что жилье находится в тихом районе недалеко от города. Все это так, но с наступлением теплых дней жители заговорили о реальной экологической проблеме.
«С 2012 года с определенной периодичностью нас преследует отвратительный запах, исходящий с иловых полей. Раньше он присутствовал примерно раз в неделю, и мы терпели. Теперь каждый вечер стоит такая вонь, что глаза режет. Она начинается ровно по расписанию в 20:00 и продолжается всю ночь», – рассказала жительница Южного Урала Алена.
Причиной запаха южноуральцы считают иловые поля площадью 66 га, на которые сбрасываются канализационные отходы со всего Оренбурга. Принадлежат они компании «Росводоканал Оренбург». Однако сама компания эту версию не подтверждает, ссылаясь на то, что запах сероводорода может спровоцировать аномально жаркая погода или выбросы с других предприятий.
«В зависимости от направления ветра у нас в разное время фиксируются разные превышения по сероводороду. Недавно катастрофически сильно пахло, зафиксировали превышение почти в 18 ПДК. Жить сейчас невозможно! Многие детей не выпускают на улицу. У нас двое детей с одинаковыми симптомами в один день попали в больницу и лежали в реанимации», – пожаловалась женщина.
Южноуральцы вместе с жителями Авиагородка создали инициативную группу, в которой уже почти тысяча человек. Обращались в разные инстанции, даже напечатали баннер с фотографией детей, но он появился в Оренбурге всего на сутки, на большее время разместить его не согласились рекламные агентства.
«Это проблема не сегодняшнего дня, ей лет 10. Но все отдают себе отчет, что источник этого запаха ясен – это иловые поля, принадлежащие компании «Росводоканал Оренбург». С этим ничего сделать нельзя – мы не можем прекратить работу всей организации. У нас 600-тысячный город, это будет настоящий коллапс. Радует то, что жители не опускают руки, а со стороны регионального правительства есть понимание», – пояснил бывший депутат Госдумы РФ по Оренбургской области Максим Щепинов.
Действительно, после того как жители начали активно трубить о своей проблеме, с ними согласился министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений региона Александр Самбурский. Он назвал ситуацию одной из главных болевых точек области, добавив, что решение найти пока сложно – на осушение и перенос иловых полей потребуются десятки миллиардов рублей.
«Ситуация, связанная с состоянием атмосферного воздуха на территории села Южный Урал, села Имени 9 Января и мкр Авиагородок, находится на постоянном контроле министерства. Лабораторией экологической службы продолжается мониторинг атмосферного воздуха. По результатам проведенных встреч принят ряд решений, в том числе по технической модернизации очистных сооружений», – сообщил «ФедералПресс» Самбурский.
Генеральный директор компании «Росводоканал Оренбург» Дмитрий Масловский на встрече с региональными чиновниками и экспертами сообщил, что предприятие пыталось решить проблему, но помешала сильная жара. Сейчас, по данным специалистов министерства природных ресурсов, уже разработаны методы решения проблемы: увеличение расстояния от рабочих карт до жилой застройки, изменение схемы обработки осадка, очистка высушенных иловых площадок, строительство забора, поставка оборудования системы туманообразования и др.
«Начали строительство забора, хотят ставить туманные облака, чтобы запах нейтрализовать, стараются заполнять только дальние карты на иловых полях, чтобы было дальше от поселка. Однако пока ничего не помогает. Это действительно безвыходная ситуация», – признал Максим Щепинов.
«По документам все в норме»
Почти с такой же проблемой столкнулись и кировчане. Там неприятный запах сероводорода портит жизнь жителям городских районов – Юго-Западного, Метрограда, Ганино, Филейки, Лепсе. Об этой ситуации горожане говорят уже несколько лет, но сейчас она ухудшилась настолько, что в некоторых домах невозможно открывать окна.
«Мы до сих пор не знаем источников этих запахов. Мониторинг воздуха, периодически проводимый Роспотребнадзором, не показывает превышения допустимых норм. Есть предположение, что воздух отравляет либо Кировский биохимзавод, либо свинофермы в АПХ «Дороничи», – сообщил житель Кирова Ярослав Михайлов.
Обеспокоенные горожане завели в соцсетях группу «Вонючий Киров», в которой сейчас более 400 участников. Там они обсуждают наиболее острые темы. Благодаря активной позиции кировчан только за последние несколько дней об опасности удушающих запахов заговорили региональные СМИ, а Общероссийский народный фронт добился комментариев чиновников и специалистов, ответственных за эту сферу.
«В феврале на нашем предприятии прошло десять проверок – Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, пожарная охрана и др. После этого все провели исследования, замеры, никаких превышений не обнаружили. По решению суда два года назад была приостановлена деятельность очистных сооружений. Там происходит реконструкция. То, что есть запах, это, возможно, симбиоз запахов от разных предприятий города. Эти запахи абсолютно невредные, в пределах допустимых нормативов», – пояснил корреспонденту «ФедералПресс» заместитель директора Кировского биохимзавода Андрей Гордин.
Приблизительно то же самое сообщают и в региональном министерстве охраны окружающей среды.
«По имеющейся информации, превышений ПДК загрязняющих веществ в данный период не зарегистрировано. Объективно возникает сложность при появлении неприятного запаха в воздухе. Во время проведения замеров в этот период превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в подавляющем большинстве случаев не выявляется. Чаще всего запах формируется не отдельным веществом, а сложной смесью веществ неизвестного состава, присутствующих в незначительных количествах и концентрациях значительно ниже ПДК», – сообщают в ведомстве.
Жалобы горожане направляют в адрес главы министерства Аллы Албеговой и даже собирают подписи за ее отставку. Но разобраться в проблеме, по мнению кировчан, сможет другой человек.
«Начинаем очный сбор подписей под обращением к президенту с требованием отставки Албеговой А. В. от занимаемой должности в связи с утратой доверия горожан. В связи с потерей высокооплачиваемым министром потери нюха и совести. Очередные отписки, что у нас в Кирове все в пределах нормы, вызывают смех и раздражение от наглости и безразличия Албеговой», – сообщил активист Юрий Николенко.
Массовые жалобы на острый запах сероводорода звучали в Кирове и два года назад, в 2019-м, перед прямой линией с президентом Владимиром Путиным. Тогда местные чиновники пообещали проблему уладить.
В то время Роспотребнадзор зафиксировал многократное превышение предельно допустимой концентрации веществ. В воздух выбрасывались сероводород, аммиак, метантиол, этантиол, газы с резким и неприятным запахом.
Сейчас же, по словам сотрудников министерства охраны окружающей среды, между правительством области и Кировским биохимическим заводом заключено соглашение о сотрудничестве. Власти утверждают, что с 2017 года БХЗ проводит мероприятия, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, в том числе занимается модернизацией очистных сооружений. Но применяется ли все это на практике?
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева, «Подслушано Южный Урал» / vk.com, «Вонючий Киров» / vk.com
Экологическая карта конфликтов