Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Популярность электрокаров в России растет: к 2030 году для них построят 50 тысяч заправок

Популярность электрокаров в России растет
Популярность электрокаров в России растет

Вице-премьер РФ Александр Новак обещает построить в стране 50 тысяч электрозаправок к 2030 году. Новость порадовала владельцев электрокаров – отсутствие инфраструктуры остается серьезным препятствием для перемещения. Эксперты полагают, что развитие сети заправок, а также запрет на беспошлинный ввоз таких авто с 2022 года будет способствовать развитию производства экологичных машин в России. Есть ли будущее у этого сегмента в России и когда цена на такие авто перестанет «кусаться», разбирался «ФедералПресс».

В России одним из ведущих операторов заправочных станций для электромобилей является компания «Россети», которая управляет сетью из 263 станций, а к 2025 году планирует довести их количество до 1341. Под контролем «Русгидро» находится 23 станции, а в 2022 году, их количество, как ожидается, вырастет всемь раз.

«Для «Россетей» и «Русгидро» это небольшой элемент диверсификации бизнеса», – отмечает Сергей Гарамита, аналитик «Райффайзенбанка». С ним согласен Александр Амирагян, руководитель направления «Экономика отраслей ТЭК» фонда «Центр стратегических разработок»: «Для электроэнергетических компаний развитие отрасли электромобилей представляет интерес, так как для них открываются новые возможности для расширения производства и сбыта электроэнергии. Развитие зарядной инфраструктуры является новой нишей для этих компаний, однако позволяет диверсифицировать их бизнес и параллельно развивать основные виды деятельности, связанные с производством и продажей электроэнергии».

Однако в России на сегодняшний день рынка электромобилей как такового нет. В 2020 году продажи новых электромобилей составили около 700 штук, или менее 0,1% всего рынка автомобилей в России, отмечает Александр Амирагян. Для сравнения: втот же период данный показатель в сегменте легковых автомобилей в среднем по миру составил 4,6%, в том числе в Европе – 10%, и он растет довольно быстрыми темпами. При этом пандемия в 2020 году усилила этот тренд.

Тем не менее, несмотря на скромные цифры, спрос на электрокары в России растет. По данным агентства JATO Dynamics, в 2020 году продажи электромобилей в России выросли более чем на 70%. Эксперты считают, что спрос на такие авто поддерживается льготами: бесплатная парковка и отсутствие транспортного налога. До конца 2021 года действует также беспошлинный ввоз в РФ электрокаров, но с 2022 года он будет отменен и стоимость машин, по разным оценкам, может вырасти на 15%. Участники Ассоциации европейского бизнеса считают, что нулевая пошлина на ввоз электромобилей была ключевым стимулом к развитию сегмента в России, и обратились в Минэкономразвития с просьбой продлить эту льготу до 2024 года, но положительного решения пока нет.

Несмотря на все льготы, цены на такие авто в большинстве случаев заметно превышают стоимость традиционных машин. При более или менее равных потребительских качествах электромобили остаются примерно в 1,5 раза дороже, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Официально россиянам доступны электрокары Audi, Porsche и Jaguar. Но самым продаваемым в 2020 году стал электромобиль Nissan Leaf– благодаря скромной по сравнению с аналогами стоимости:цена новой машины достигает 2,5 млн рублей.

Запрет на беспошлинный ввоз электрокаров с 2022 года может подстегнуть российские компании, например КамАЗ, начать собственное производство таких авто, считают эксперты. Кроме того, эту нишу могут также заполнить зарубежные автопроизводители, у которых в России есть производство.

Необходимо отметить, что в России в последние годы довольно сильно вырос импорт электромобилей с пробегом, преимущественно из Японии. Здесь основным фактором выступает экономическая выгода – при сравнительно низкой стоимости электромобиля его владелец довольно сильно экономит на расходах на топливо.

Дальнейший рост рынка электромобилей в России будет преимущественно определяться мерами государственной политики и динамикой цен на электромобили. В случае принятия мер, направленных на развитие зарядной инфраструктуры, стимулирование производства и спроса на электромобили, можно ожидать довольно высоких темпов роста рынка. В данном варианте озвученный Минэкономразвития России рост парка электромобилей до 1,5 млн штук к 2030 году представляется реалистичным, полагает Александр Амирагян. Напомним, что на начало 2021 года парк электромобилей в России составлял всего около 11 тысяч штук.

В массовом сегменте легковых автомобилей определяющими при выборе потенциального покупателя являются факторы экономической выгоды и комфортности использования. Суммарная стоимость владения электромобилем пока выше, чем автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, прежде всего из-за высокой первоначальной цены. Но в ряде стран Европы эта разница уже почти исчезла и при развитой сети зарядных станций покупатели чаще выбирают электромобили.

В России пока далекодо такого паритета. На рынке представлены преимущественно премиальные марки, которые стоят гораздо дороже обычных автомобилей. При этом относительно невысокие цены на бензин и дизтопливо не дают возможности покупателям быстро отыграть разницу в цене. Сильно сдерживает интерес россиян к электромобилям малое количество быстрых зарядных станций и относительно небольшой пробег электромобиля на одном заряде.

Однако в ближайшие годы ситуация может измениться, считают эксперты. Практически все крупнейшие автоконцерны будут расширять модельный ряд электромобилей, что вместе со снижением стоимости батареи может привести к существенному падению цены на электромобили. Если при этом в России будет создана достаточно густая сеть зарядных станций в крупнейших городах и на основных междугородных автодорогах, то можно ожидать опережающего роста продаж электромобилей, так как они станут доступны по цене и ими будет удобно пользоваться.

«Если говорить про сегмент городского общественного транспорта (автобусы, такси и т. д.), в том числе систему каршеринга, то электромобили в России имеют большой потенциал. Это видно на примере Москвы, которая планомерно развивает парк электробусов, и возможно, что в ближайшие годы будут приняты нормы по доле электрического транспорта в парках такси и каршеринга. Такое внимание городских властей к электрическому транспорту вызвано прежде всего необходимостью улучшать экологическую ситуацию и трендами на климатически ориентированное поведение, которое активно развивается в мире», – отмечает Александр Амирагян.

Специалисты считают, что для развития этой ниши в России нужна не только инфраструктура, но и дополнительные меры поддержки. Так, в США действует федеральная программа компенсации 30% стоимости покупки таких авто.

«По данным Deloitte, к 2030 году в мире 32% продаж всех легковых машин и автомобилей малой грузоподъемности придется на электромобили. К этому же году считается, что в России доля электромобилей вырастет до 25% от всех продаж, а автомобилей с ДВС – упадет до 55%. В своих оценках мы бы не были так оптимистичны, честно говоря. По нашим подсчетам, доля продаж электротранспорта может вырасти максимум до 7–10%. И это оптимистичный сценарий. В России не так популярен будет электротранспорт не только из-за холодных температур (такое бывает и в Швеции, и в других европейских странах), но и из-за отсутствия инфраструктуры и дороговизны электротранспорта. Однако Минэнерго РФ и его бывший руководитель, а ныне вице-премьер Новак должны придерживаться «зеленого» курса. Конечно, они будут прогнозировать и обещать сногсшибательные цифры. Хотя бы чтобы прилично выглядеть в международном сообществе. Мы считаем, что экологичность электротранспорта, мягко говоря, преувеличена. Очевидно, что для выработки электроэнергии нужно топливо. И какое оно будет – ископаемое, как уголь, или атомное – но не экологичное, это точно. Таким российским компаниям, как «Россети» и «Русгидро», конечно, выгодны эти обещания Минэнерго, так как на соответствующие госпрограммы будут выделены огромные средства», – комментирует Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult.

В экологичности электрокаров сомневаются и специалисты по охране окружающей среды: «Развивая новое направление, необходимо учитывать все факторы, включая эффективность работы двигателей электромобилей, безопасность материалов аккумуляторов, систему их утилизации и т. п. Иначе получится как с атомной энергией. Вроде и недорогая, на первый взгляд (если не замечать, что почти треть стоимости от произведенной энергии уйдет на неизбежный вывод АЭС из эксплуатации, и почти чистая, если не считать миллионы тонн радиоактивных отходов, которые все копятся и копятся, и никто не знает, куда их деть и что с ними делать, что не мешает строить новые АЭС и даже мобильные АЭС. Пока система организации отрасли от строительства источника энергии до момента утилизации каждого опасного элемента этой новой отрасли (а там остро токсичные адмий, никель, свинец и другие) не встроена и она даже не рассматривается, бросаться в омут с головой неразумно», – рассуждает Александр Федоров, член Общественного совета при Минприроды России, заместитель председателя координационного совета по экологическому благополучию Общественной палаты России.

Фото: Christoph Soeder / dpa / globallookpress.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.