Инфраструктурные кредиты регионам – новый источник для получения федеральных средств на ключевые проекты. Власти сибирских территорий уже готовят обоснования, почему именно их объекты должны стать первыми среди получателей денег. На наибольшую помощь от государства могут рассчитывать субъекты с наименьшим объемом госдолга. Чьи проекты могут быть профинансированы уже в ближайшее время, а кому даже не стоит подавать заявки, поскольку денег все равно не дадут, – разбирался корреспондент «ФедералПресс» в Сибири.
Метро и дороги
Сибирские регионы готовятся подавать заявки на инфраструктурные кредиты. В рамках Прямой линии Владимир Путин подтвердил, что на эти цели из федерального бюджета планируется выделить до 500 млрд рублей. Из конкретных проектов президент упомянул лишь один – красноярское метро. Этот объект был запланирован еще в последние годы советской власти, начал возводиться в начале 1990-х, а позднее был законсервирован. По последним оценкам региональных властей, на завершение строительства первой очереди метро требуется 114 млрд рублей. Однако вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что федеральные власти будут искать способ сократить его стоимость и даже направлял в Красноярск для изучения вопроса своих проектировщиков. Впрочем, никакой информации о том, доехали ли специалисты до города, начали ли они свой технический аудит и на какой стадии процесс, нет.
Есть и другие претенденты на получение льготных кредитов. Власти Новосибирской области, например, упоминали строительство 26-километрового Южного транзита. Этот дорожный объект должен связать две проходящие через Новосибирск федеральные трассы. Планируемое начало проекта – 2023 год, а его стоимость – 50 млрд рублей.
Однако в распределение денег может вмешаться инфляция. Эксперты предполагают – из-за роста цен на стройматериалы параметры проектов придется пересматривать, из-за чего запланированные на кредитование суммы уже не будут казаться такими значительными.
«Вряд ли указанных сумм хватит на финансирование инфраструктурных проектов в Сибири, поскольку из-за повышения цен на металлопродукцию их стоимость может существенно вырасти. Например, в 2019 году проект прокладки метро в Красноярске оценивался в 65 млрд рублей, но сейчас он может стоить минимум 100 – 150 млрд рублей. Если же стальной прокат, необходимый для строительства туннелей, будет дорожать такими темпами, как в первой половине 2021 года, то стоимость еще не построенного красноярского метро может увеличиться до 200 млрд рублей уже в следующем году», – полагает промышленный аналитик Леонид Хазанов.
Берем оптом
В Омской области говорят сразу о трех проектах. Во-первых, это аэропорт «Федоровка». Решение о его строительстве было принято еще в советские времена, и на протяжении всех прошедших десятилетий стройка то возобновлялась, то сворачивалась. Потребность в новых воздушных воротах города связана с тем, что действующий «Омск-Центральный» находится в центре региональной столицы. Это означает, что существенная часть города и около 300 тысяч жителей находятся в зоне шумового загрязнения. Стоимость достройки «Федоровки» оценивалась в 23,8 млрд рублей. Но на долю инфраструктурных кредитов придется только часть средств. Остальную сумму готовы взять на себя инвесторы. Предположительно, речь идет примерно об 11 млрд рублей.
Еще один проект – Северный обход Омска. Дорога протяженностью 62 километра, по последним расчетам, потребует 42 млрд рублей, из которых основная часть затрат – 18 млрд – придется на строительство моста через Иртыш.
В Омске не оставляют надежды и на появление в городе метро. Впервые о нем заговорили еще в советские времена, работы начали в 1992 году, но добиться удалось немногого: построена лишь одна станция, которая используется в качестве подземного перехода. На завершение объекта требуется 35 млрд рублей.
Впрочем, из всех омских проектов этот имеет меньше всего шансов получить финансирование: вице-премьер Хуснуллин заявлял, что метро целесообразно строить лишь в Челябинске и Красноярске, а в необходимости тратить немаленькие средства на «подземку» в других городах, даже миллионниках, правительство сомневается.
Меньше долгов – больше кредитов
Условием для предоставления инфраструктурных кредитов президент в своем послании Федеральному собранию назвал взвешенную финансовую политику на протяжении последних лет. Такие территории смогут рассчитывать на получение денег максимум под 3 % годовых со сроком погашения до 2029 года.
«Принцип распределения инфраструктурных кредитов будет следующим: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить кредитов», – заявил он.
Очевидно, что за основу берутся не абсолютные цифры, а соотношение госдолга к объемам регионального бюджета. Так, по подсчетам «ФедералПресс», шансов получить помощь от государства в виде льготных кредитов очень мало у Хакасии и Томской области, где объем кредитной нагрузки по состоянию на 1 июня нынешнего года (последние обнародованные данные Минфина РФ) составляли 65,4 % и 55 % соответственно.
А лучшие показатели в Сибири – у Алтайского края (1,4 %) и Тывы (8,8 %). Глава последней Владислав Ховалыг в момент своего назначения 7 апреля этого года озвучил основные планы по республике: обеспечение газом Кызыла за счет подвоза его цистернами и преодоление дефицита энергоресурсов.
А в Алтайском крае актуальным является проект по строительству объездной дороги длиной 68 км по маршруту Барнаул — Павловск — граница с Казахстаном. Ее стоимость оценивается в 49 млрд рублей. В перспективе эти объекты могут быть заявлены на федеральную поддержку в виде инфраструктурных кредитов.
Впрочем, предоставление денег таким территориям, несмотря на хорошие показатели по госдолгу, вполне может быть отложено в долгий ящик, предупреждают эксперты.
«Федеральный бюджет может столкнуться с нехваткой денег из-за пандемии коронавируса: борьба с ним сейчас едва ли не главная статья его расходов на фоне трудностей с получением доходов. Будет совсем не удивительно, если в конечном счете будет проведен пересмотр средств, выделяемых на инфраструктурные проекты», – отметил Леонид Хазанов.
Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский