С 1 августа экспорт черных и цветных металлов обложен пошлинами. Их установило правительство в качестве ответной меры на рост цен на сталь, алюминий и медь, больно ударивших по бюджету и потребителям. Отраслевые эксперты спорят о том, как будут дальше себя вести цены на металлы и, соответственно, стоимость квартир, автомобилей и холодильников. Ждать ли их падения или все-таки повышения – в материале «ФедералПресс».
До нового года
С 1 августа нынешнего года экспорт черных и цветных металлов из России стал облагаться временными пошлинами. У всех них единая базовая ставка 15 %, к ней добавляется специфическая ставка, зависящая от конкретного металла или продукции на его основе: для меди она равна 1,226 тыс. долларов за тонну, для никеля – 2,321 тыс. долларов, для ферросплавов и нержавеющей стали – 150 долларов, для горячекатаного плоского проката – 115 долларов.
Пошлины будут действовать до конца 2021 года и распространятся исключительно на поставки в страны дальнего зарубежья. По прогнозам Минэкономразвития, пошлины на черные металлы принесут в бюджет 110–115 млрд рублей, на цветные металлы – 50 млрд рублей.
Введение пошлин последовало вслед за сделанным в мае заявлением вице-премьера Андрея Белоусова о серьезных финансовых потерях государства из-за того, что металлургические компании резко подняли цены.
«Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд рублей», – сказал он в интервью РБК, добавив, что металлурги должны вернуть эту сумму в бюджет, заплатив дополнительные налоги.
Установление пошлин вызвало ожидаемо резкую реакцию компаний. Например, ассоциация «Русская сталь» (лоббирует интересы «Северстали», НЛМК, «Евраза» и др.) предупредила, что выпуск чугуна и проката в нашей стране может упасть на 1,2 млн тонн, потери бюджета от снижения налоговых поступлений могут составить 30–51 млрд рублей.
Стальные «бедняжки»
Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что российских производителей металлов вывозные пошлины действительно лишат значительной части доходов, даже несмотря на подъем мировых цен.
Эксперт о миллиардных выплатах Евросоюзу: «Это больно ударит по россиянам»
«Для металлургов любые пошлины – это недополученная прибыль. А учитывая, что в данной экспортной пошлине есть минимальный порог, у металлургов создаются и дополнительные риски, когда цена на металлы упадет на внешних рынках, и пошлина будет отнимать большой объем прибыли»,– рассказал Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал»
По его словам, из крупных игроков в большей степени от введения пошлин пострадает НЛМК, в меньшей – «Норильский никель». Однако речи об остановке металлургических заводов не идет, и их владельцы в любом случае получат сверхприбыли. «Вопрос только в их объеме, который уменьшился из-за пошлин», – говорит Тузов.
Молчание сталеваров
Металлургические компании по поводу своей ценовой политики в будущем предпочитают или молчать, или давать уклончивые ответы. «Что касается наших цен, то они зависят от ценовых трендов на мировом рынке стали», – говорит Анастасия Мишанина, руководитель пресс-службы «Северстали».
«Для российских производителей внутренний рынок всегда был премиальным, и цены на нем – не ниже зарубежных», – отмечает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
Артем Тузов обращает внимание на то, что цены на металлы на глобальном рынке не падают. На российском ожидается их стабилизация, но проходить она будет на нынешних высоких уровнях.
Его слова в определенной степени подтверждает обращение главы РЖД Олега Белозерова к Андрею Белоусову, в котором он пожаловался на рост затрат из-за подорожания стального проката на 17–19 млрд рублей и попросил субсидий от государства. В противном случае будет сорвана часть инфраструктурных проектов и пострадает программа реконструкции железных дорог.
Соответственно, вряд ли металлургические заводы и комбинаты пойдут на серьезное снижение цен. Они либо постараются их зафиксировать подобно тому, как это сделали производители минеральных удобрений (после попадания под огонь критики со стороны аграриев), либо будут по возможности аккуратно поднимать, чтобы не раздражать правительство и одновременно компенсировать потери доходов от экспорта.
Характерный пример – действия «Северстали». Попав в апреле 2021 года под расследование ФАС по подозрению в необоснованном подорожании горячекатаного плоского проката, она объявила о снижении цен на него в августе всего на 8 % по отношению к июлю. Но на остальные виды плоского проката она уменьшать цены не собирается.
Дешевле не будет
В то же время цены на стальную арматуру, трубы и листы на рынке идут вниз, однако их снижение вряд ли будет долгим. Вполне возможно в сентябре – октябре цены сменят курс и до конца 2021 года подрастут на 20–25 % относительно уровня июля. Подобное уже не раз было в российской металлургии – комбинаты поднимали цены перед окончанием строительного сезона и таким образом не допускали уменьшения своих доходов на фоне сокращения спроса.
В себестоимости строительства жилья доля металлов может колебаться в пределах 10–20 % (в зависимости от типа дома и используемой для его сооружения продукции из стали, меди и алюминия). При подобном раскладе и с учетом сильного спроса на квартиры, жилье в ближайшее время может подорожать на 5–7 %.
С автомобилями и бытовой техникой дела будут обстоять еще хуже. В себестоимости доля металлов может достигать 60–65 %. Малейшее повышение цен на металлы автоматически сказывается на стоимости машин. В нынешнем году поставщики автомобилей, холодильников и стиральных машин несколько раз повышали цены на них и в оставшиеся до 2022 года месяцы будут делать тоже самое: можно с полным основанием ожидать их подорожания на 7–9 %, и это будет еще неплохой вариант.
Отсюда напрашивается закономерный вывод: в результате установления экспортных пошлин цены на черные и цветные металлы в России вниз не пойдут или пойдут, однако, ненадолго. Жилые квартиры, автомобили или бытовая техника дешеветь не будут, скорее наоборот, они будут дорожать (если только металлургов принудительно не заставят снизить цены). Обычные же россияне никаких положительных изменений на себе не почувствуют, им придется лишь больше платить при покупке новых квартир или автомобилей.
Фото: mcx.gov.ru