Top.Mail.Ru
Экономика
Чукотский автономный округ
0

За российский счет: KAZ Minerals готовится к большой стройке на Чукотке

Горняк
Энергетическая составляющая проекта вызывает вопросы

В ближайшие месяцы казахстанская компания KAZ Minerals должна приступить к строительству на Чукотке Баимского ГОКа, который будет разрабатывать крупное месторождение меди. Обеспечить током энергозатратный проект предлагается за счет плавучих АЭС. Но это приведет к образованию замкнутой энергосистемы, которая никому в регионе, кроме Баимского ГОКа, пользы не принесет. Как подобное возможно, разбирался «ФедералПресс».

До конца нынешнего года на Чукотке должно начаться строительство крупнейшего в постсоветской истории объекта – Баимского ГОКа. Для его энергоснабжения «Росатом» предлагает изготовить несколько плавучих атомных электростанций (АЭС). Суммарно они обойдутся более чем в 140 млрд рублей (без налога на добавленную стоимость). Сейчас Чукотку снабжают электроэнергией расположенная на суше Билибинская АЭС и плавучая АЭС «Академик Ломоносов», Чаунская теплоэлектроцентраль, Анадырская ветряная электростанции, дизельные электростанции. Их мощностей хватает только для удовлетворения потребностей существующих в регионе городов, поселков и предприятий.

Однако с энергоснабжением проектируемого Баимского ГОКа могут возникнуть пара проблем. Во-первых, «Росатом» хочет заказать изготовление двух из четырех корпусов верфям в Южной Корее или Китае, мотивируя это высокой загрузкой Балтийского завода. И вот тут возникают сомнения: разве в России нет верфей, способных сделать корпуса? На ум приходит Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), построивший ледоколы «Обь» и «Витус Беринг», морские буровые платформы «Северное сияние» и «Полярная звезда». Бесспорно, процесс изготовления корпусов энергоблоков сложный, но вряд ли на ВСЗ или ином похожем предприятии в России не могут их сделать.

Во-вторых, «Росатом» хочет добиться внесения изменений в законодательство, по которым он может подписать с ГДК «Баимская» (оператор проекта Баимского ГОКа) свободный двухсторонний договор на условиях «бери или плати» еще на стадии строительства плавучих АЭС, а не после запуска. Законодательство же требует сперва ввести энергообъекты в эксплуатацию, а потом уже поставщику и потребителю электроэнергии договариваться о величине тарифов.

Заграничный инвестор

Проект Баимского ГОКа реализуется казахстанской компанией KAZ Minerals, одним из крупнейших производителей меди в СНГ. В рамках проекта она намерена освоить месторождение Песчанка, имеющее запасы в 9,5 млн тонн меди. Также в его рудах выявлены высокие концентрации молибдена и золота, позволяющие обеспечить их рентабельное извлечение.

Для разработки Песчанки KAZ Minerals готова потратить 7 млрд долларов. Средства пойдут на создание трех карьеров, обогатительной фабрики, поселка для горняков, аэродрома, автомобильной дороги и др. Баимский ГОК будет производить до 1,5 млн тонн медного и 13 тыс. тонн молибденового концентратов в год. Материалы и оборудование для будущего предприятия планируется переваливать через порт Певек и через него же – концентраты на экспорт.

Проблемным местом проекта Баимского ГОКа оказалось энергоснабжение – энергетическая система Чукотки раздроблена и не связана с остальной частью России, Билибинская АЭС устарела. Поэтому рассматривалось несколько вариантов.

«Новатэк» предлагал снабжать Баимский ГОК с плавучей СПГ-электростанции, закрепленной на якорях у мыса Наглёынын, и проложить от нее до Песчанки линию электропередачи. «Росатом» ратовал за закрытие Билибинской АЭС и строительство новой. «РусГидро» же хотела расконсервировать Аркагалинскую ГРЭС, возвести в Магаданской области резервную ТЭС и запитать их с площадкой Баимского ГОКа.

Теперь же выходит в точном соответствии с принципом «хотели как лучше, получилось как всегда». Билибинская АЭС до сих пор работает, и запущенная в 2020 году плавучая АЭС «Академик Ломоносов» ее точно пока не заменила полностью. Под нужды Баимского ГОКа требуются еще четыре подобные АЭС, и корпуса двух из них будут строить за границей.

Отраслевые эксперты считают, что лучше обеспечивать Баимский ГОК именно с плавучих АЭС, не заморачиваясь с организацией ветровых и солнечных электростанций.

«Баимский ГОК – это энергоемкое производство, нуждающееся в стабильном круглосуточном энергоснабжении большой мощности. Ни солнечные батареи, ни ветряки не способны обеспечить такое качество электроэнергии, – говорит Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал». – Плавучая АЭС практически не влияет на окружающую среду при строительстве и эксплуатации. В то время как возведение полей ветряков и солнечных батарей сильно повлияет на нетронутую территорию Чукотки».

«Золотые» ЛЭП

Строительство двух линий электропередачи (ЛЭП) от мыса Наглёйнгын до месторождения Песчанка тоже будет непростым занятием. Расстояние между ними по прямой – порядка 500 километров, ставить опоры и тянуть провода придется в местности с тяжелыми инженерно-геологическими условиями и суровым климатом. Стоимость километра ЛЭП может превысить 30 млн рублей, обоих линий – 30 млрд рублей. Завод опор ЛЭП подготовил специальную конструкцию вышек.

Повышение цен на сталь и цветные металлы на внутреннем рынке, наблюдаемое в 2021 году и прогнозируемое в будущем, автоматически приведет к росту стоимости металлоконструкций, используемых для сооружения ЛЭП (и заодно самого Баимского ГОКа).

«За последний год цены на металлы выросли, по некоторым позициям в два раза, это скажется на стоимости всего проекта и приведет к его подорожанию», – ожидает Александр Царев, генеральный директор завода металлоконструкций «МАМИ».

Он обратил внимание на то, что доставка металлоконструкций на Чукотку будет довольно затратной, ведь подавляющее большинство заводов по их производству находятся в Европейской части России, на Урале и в Сибири, на Дальнем Востоке их немного. Если заранее продумать вопрос с их транспортировкой, то она будет чрезмерно дорогой (от 30 до 50 % цены металлоконструкций).

Впрочем, тут KAZ Minerals получит помощь от нашего государства – строительство ЛЭП будет частично финансироваться за счет средств федерального бюджета (в 2022 году из него будет выделено 2,2 млрд рублей).

Локальная монополия

Со свободным двухсторонним договором на поставку электроэнергии тоже дело обстоит неоднозначно. В его рамках предполагается тариф в размере почти 6,5 рублей за киловат-час. Население же Чукотки сейчас платит 5,5–8,8 рублей за киловат-час в зависимости от того, какими плитами оборудованы их дома (газовыми или электрическими) и особенностей тарифов (есть одноставочные и дифференцированные по времени суток). К моменту запуска Баимского ГОКа тарифы для местных жителей могут серьезно вырасти, и выходит, что предприятие будет снабжаться электроэнергией по льготной цене.

Одновременно будет сформирована изолированная энергосистема, работающая исключительно на нужды Баимского ГОКа. От того, кому конкретно будет принадлежать сеть для снабжения ГОКа, будет зависеть, как смогут реализовываться проекты иных инвесторов в окружающих его районах: если Баимскому ГОКу, то он при желании может отказать им в подключении к генерации, выступив фактически монополистом.

Вырисовывается следующая картина: за счет государственных денег будет создана энергосистема для Баимского ГОКа, взамен же никто, помимо него, пользоваться ею не сможет. Если, не дай бог, Певек или Билибино из-за какой-нибудь аварии на электростанциях останутся без света, то получить электричество из энергосистемы Баимского ГОКа они не смогут. То же самое будет с компаниями, пожелающими создать собственные производства поблизости от него – они не получат ток. Зато KAZ Minerals получит государственную поддержку для своего проекта, чтобы потом продавать концентраты с Чукотки за границу.

Фото: pxhere.com

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.