В Свердловской области возобновился экологический конфликт в поселке Зюзельском, успокаивать который несколько лет назад пришлось еще тогда премьер-министру Денису Паслеру. Местные жители утверждают, что карьер по добыче строительного камня превратит их жизнь в ад, но городская администрация с этим не согласна. О том, почему забытое противостояние вновь может войти в политическую повестку и какие аргументы выдвигают стороны, – в материале «ФедералПресс».
«Народ свою точку зрения не поменял»
«Мы теперь опережаем события. Но народ свою точку зрения не поменял, позиция даже стала более жесткой. Потому что люди за это время жить лучше не стали. Народ озлобился, и идти напролом, создавая социальный взрыв в маленьком населенном пункте, – зачем и кому это выгодно?» – говорит корреспонденту «ФедералПресс» местная активистка Ирина Бровкина.
Карьер в Зюзельском уже полтора десятка лет планирует разрабатывать фирма «Железянский рудник», подконтрольная Гаджи Абдулкаримову – представителю Дагестана в Свердловской области и экс-кандидату в областную думу. В Полевском он наладил хорошие связи с влиятельными местными политиками. Так, исполнительными директорами «Железянского рудника» стали ныне покойный Александр Бондаренко, который еще в перестройку возглавлял горком КПСС, и бывший спикер гордумы Николай Шатов. Бондаренко местные жители считали тестем Абдулкаримова, рассказали они корреспонденту «ФедералПресс».
В 2006 году «Железянский рудник» получил лицензию на освоение одноименного месторождения в Зюзельском – когда-то оно уже разрабатывалось, но затем было брошено. В 2010-2011 годах там проходили геологические работы: бизнесмен потратил на них более 6 млн рублей, говорится в госреестре. В 2013 году компания получила горный отвод и взяла в аренду участок леса. Как и лицензия на месторождение, срок аренды рассчитан до 2031 года. Каждый год обходится фирме более чем в 700 тыс. рублей.
В 2013 году на участке начались работы, что привело к протесту местных жителей. Мэр Александр Ковалев потребовал изучить общественное мнение: из 849 высказавшихся в опросе жителей Зюзельского 842 человека проголосовали против. В «горячую точку» приезжал свердловский премьер-министр Денис Паслер (ныне – губернатор Оренбургской области – Прим. ред.), на встречу с которым пришли сотни людей.
После вмешательства властей у фирмы Абдулкаримова начались проблемы. Через месяц Ростехнадзор по требованию Генпрокуратуры аннулировал передачу «Железянскому руднику» горного отвода: как выяснилось, технический проект разработки месторождения не был согласован с чиновниками. Кроме того, областное мингосимущества запретило осваивать месторождение до проведения историко-культурной экспертизы, а Ковалев отказался выделить участок под строительство дороги. Компания пыталась оспорить все эти решения в суде, но безуспешно.
«Согласованные решения»
Спустя семь лет жители Зюзельского подготовили новое обращение к губернатору Евгению Куйвашеву с требованием не допустить разработки карьера. На сей раз поводом стало соглашение о социальном партнерстве, которое заключил с «Железянским рудником» новый мэр Константин Поспелов.
«Стороны обязуются принимать согласованные решения, способствующие созидательному развитию Полевского городского округа (пос. Зюзельский) и ООО «Железянский рудник», – говорится в документе (копия есть в распоряжении «ФедералПресс»).
«Железянский рудник» пообещал помогать школе, детскому саду, котельной и медпункту, отсыпать щебень для местных дорог, участвовать в рекультивации старого сернокобальтового рудника. Среди других проектов, в которых собирается участвовать компания, – обеспечение жителей питьевой водой, ремонт улицы Западной и защита близлежащей Азов-горы.
Хотя соглашение было подписано еще в прошлом году, местные жители узнали о нем недавно. У них сразу же возникли вопросы: например, активисты предполагают, что строительство улицы Западной нужно самому «Железянскому руднику», в то время как жители предпочли бы отремонтировать центральную улицу поселка. Но главная претензия – то, что компания не отказалась от разработки месторождения, несмотря на протесты сельчан. На встрече с общественниками Поспелов сообщил, что пока ведутся проектные работы.
«Пусть его даже бантиками и шариками завешают, по золотому слитку выдадут – не надо», – категорична Бровкина.
«Взрывчатка и есть взрывчатка»
Больше всего жители опасаются, что на карьере будут производиться взрывы – они помнят шум, пыль и тряску, которые происходили из-за разработок в былые годы.
«Местные жители рассказывали, что во время работы карьера слой пыли лежал сантиметров в десять. Детей заставляли с метелкой по всему огороду проходить, потому что, если проходил дождь, пыль цементировалась», – говорит Бровкина.
«Когда скотина ела эту траву, у нее забивались внутренности. Коровы просто падали», – вторит представитель ТОСа Анатолий Богатырев.
Отметим, что ранее представители «Железянского рудника» обещали, что их технологии не будут иметь ничего общего со старыми.
«Взрывные работы на месторождении будут проводиться по совершенно новой – не бризантной, не сейсмической – технологии, когда одномоментно из всех заряженных скважин, или шпуров, будет взрываться только одна. Ни о какой сейсмике, сдвигах пород и шуме речи быть не может», – уверял еще живой Александр Бондаренко в местной газете «Диалог».
Но Анатолий Богатырев уверен, что «взрывчатка и есть взрывчатка». Более того, жители переживают, что в результате сотрясений вредные вещества из соседних рудников могут попасть в речку Железянку и Северский пруд. Опасаются они и обрушения заброшенных шахт, и оттока туристов с соседней Азов-горы.
«Мой дом находится в 600 метрах от этого карьера. Сейчас начинается разработка, жить там будет невозможно, продать я ничего не смогу, куда мне деваться? Ну вот просто как человек, я что должен, создать партизанский отряд? Мне деваться некуда: ехать мне некуда, у меня нет другого жилья, жить здесь будет невозможно – и что я должен делать?» – переживает Богатырев.
В мэрии его опасений не разделяют.
«Компания ведет свою деятельность по соглашениям и разрешениям, полученным в рамках федерального законодательства. Соглашение, которое заключено с администрацией города, – это те условия, с которыми они выходили к нам. У нас не было оснований его не заключить. И соглашение предусматривает очень много социальных льгот для жителей поселка. Да, у них есть страхи, но все риски исключены, никакие природные памятники не пострадают», – заявила корреспонденту «ФедералПресс» советник главы города Евгения Вахрамеева.
Связаться с Гаджи Абдулкаримовым корреспонденту «ФедералПресс» не удалось.
Фото: unsplash.com
Расследования «ФедералПресс»