Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Газифицируй это: Минэнерго предлагает расширить программу перевода транспорта на газ

Транспорт
Газификации транспорта мешает ряд проблем

Министерство энергетики планирует расширить список регионов, в которых предоставляются субсидии на строительство газовых АЗС и переоборудование автомобилей под использование в качестве топлива природного газа (метана). Между тем уже действующая программа находится под угрозой срыва из-за требований ГОСТа, вступившего в силу с 1 июля и затрудняющего постановку на учет газифицированного транспорта.

Уведомление о подготовке проекта правительственного постановления «О внесении изменения в перечень субъектов Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры компримированного природного газа (метана) осуществляется в первоочередном порядке» размещено на сайте regulation.gov.ru. В пояснениях говорится о «необходимости расширения» упомянутого перечня. Сам текст проекта на сайте отсутствует. Как пояснили «ФедералПресс» в пресс-службе Минэнерго (разработчик документа), это означает, что на данный момент утвержденного списка регионов, за счет которых предполагается расширение программы, нет и идет его проработка. При этом срок вступления в силу нового документа уже обозначен – октябрь текущего года.

Субсидия – всему голова

В ведомстве не смогли оперативно ответить на вопрос, какие именно регионы претендуют на включение в список и потребует ли его расширение выделения дополнительных средств из бюджета. По словам исполнительного директора Союза предприятия газомоторной отрасли (СПГО) Артема Данилова, перечень с самого начала предполагалось сделать «плавающим». Первоначальные вложения должны были позволить регионам начать и продолжать самостоятельные программы, а их место в списке получателей субсидий должны были занимать другие субъекты Федерации.

«Но всем пришлось по вкусу тратить федеральные деньги, поэтому никто не отказывается от продолжения программы. Например, Белгородская область, в который за два года построили уже 40 газовых заправок, хочет и дальше получать меры поддержки, несмотря на то, что еще в феврале их место в списке занял Сахалин «в связи с достижением Белгородской областью целевого уровня развития заправочной инфраструктуры». И таких сюжетов достаточно много, каждый субъект, который собрал пул инвесторов, готовых вложиться в строительство газовой инфраструктуры, хотел бы подключиться к программе субсидирования», – говорит Данилов.

Причем в случае с той же Белгородской областью разбирательство шло на уровне правительства, рассказывает эксперт. Регион апеллировал к тому, что многие проекты уже запущены и прекращение государственной поддержки приведет к потере доверия инвесторов и в перспективе к сворачиванию программы.

Трудности перевода

В последние годы доля транспорта на газомоторном топливе в России устойчиво росла. По данным Drom.ru, в 2019 году она увеличилась на 24,5%, а в 2020 году – на 27%. Однако 2021 год может прервать эту тенденцию сразу по двум причинам. Первая – резкий рост цены сжиженного углеводородного газа (СУГ, пропан-бутан), особенно ускорившийся в последние недели из за аварии на заводе «Газпрома». За период с 4 по 12 августа стоимость СУГ на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже выросла с 40 620 до 52 144 рублей за тонну, откатившись до 51 371 рубля за тонну в пятницу, 13 августа.

С началом новой недели котировки резко пошла вниз, в моменте падение превышало 8%, по итогам торгов цена составляла 48,7 тыс. рублей за тонну (-5,17%). «На рынке появилась информация, о том, что Сургутский ЗСК возобновил отгрузку СУГ. В каких объемах и насколько регулярными будут поставки, официальной информации пока нет. Но для снижения градуса эмоционального напряжения этого оказалось достаточно», – объясняет главный аналитик по макроэкономике, рынкам нефти и нефтепродуктов компании «Петролеум Трейдинг» Андрей Дьяченко. Если информация подтвердится, цены нормализуются в ближайшее время. Если же информация о полноценном возобновлении работы ЗСК не подтвердится, давление со стороны покупателей может продолжится, отмечает эксперт.

Впрочем, даже на этом уровне стоимость пропан-бутана продолжает оставаться запретительно высокой. «При разнице в цене между пропан-бутаном и бензином АИ-95 менее 40% отсутствует экономическая целесообразность перевода техники на газ», – говорится в письме, направленном СПГО в правительство (имеется в распоряжении редакции). Для ее снижения отраслевые лоббисты предлагают «использовать те же методы административного регулирования, что для бензина, с целевым показателем разницы цен 50 %». Ранее Минэнерго сообщило о достижении договоренности с компаниями-производителями, которые обязались в августе перенаправить 40 тыс. т СУГ с экспорта на внутренний рынок. Планируются ли какие-либо дополнительные меры по регулированию рынка СУГ, в ведомстве не ответили.

Метановая надежда

В то же время на метане ездить по-прежнему выгодно. «Там, где СУГ подорожал за год с 20 до 35 рублей за литр, цена метана выросла с 17 до 20 рублей за литр», – отмечает Артем Данилов. Как следствие, увеличивается доля автопарка, использующего его в качестве топлива. Если по итогам 2020 года она составляла 30 % против 70 % у пропан-бутана (СУГ), то по итогам 2021 года может достигнуть 40 %. Этому способствовали и усилия государства, субсидирующего строительство метановой инфраструктуры и переоборование транспортных средств.

Увеличение доли метановых автомобилей могло бы помочь сохранить прежние цифры роста, если бы не еще одно препятствие на пути к переводу транспорта на газ – вступившие в силу с июля требования ГОСТ 33670-2015. По ним переоборудованное транспортное средство нужно предъявлять для проверки в аккредитованную испытательную лабораторию (АИЛ), которых всего 25 на всю страну. Результат не замедлил себя ждать. Если в июле 2019 года, по данным МВД, на газ было переведено около 80 тыс. автомобилей, то в июле 2021 счет пошел уже не на тысячи, а на сотни, рассказывает Артем Данилов. Немного выручают корпоративные программы по переводу транспорта на ГМТ, которые были запланированы еще в прошлом году. Однако даже с их учетом количество газифицируемых машин упало в 10 раз.

Для решения этой проблемы СПГО предлагает приостановить действие ГОСТа и выделить средства на строительство АИЛ в каждом регионе страны. Источником могла бы послужить госпрограмма «Развитие энергетики», в которой заложено более 19 млрд рублей на развитие рынка газомоторного топлива до 2024 года. Также предлагается создать реестр типовых решений по газификации транспорта, не требующих одобрения АИЛ. Этот реестр сейчас находится в процессе доработки Минпромторгом.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.