В Югре системная оппозиция на выборах-2021, вероятно, впервые за многие годы получила в лице малых партий агрессивного и коллективного конкурента в борьбе за электорат. Для коммунистов, либерал-демократов и эсеров они могут создать серьезный противовес, перетягивая часть избирателей. Но станут ли в действительности малые партии конкурентами для системной оппозиции и какой стратегии они придерживаются – в материале «ФедералПресс».
Системное лобби
Югорский избирком зарегистрировал свыше 120 кандидатов от «Коммунистов России», «Партии пенсионеров», «Родины» и «Российской партии свободы и справедливости». По данным источников издания, которые близки к малым партиям, «спойлеры системной оппозиции» будут вести активную и агрессивную избирательную кампанию на выборах-2021. Такого в политике Югры еще не бывало. При этом инсайдеры отмечают: за данными партиями могут стоять довольно влиятельные спонсоры, которые «намерены конвертировать вложенные в политические проекты финансы в депутатские мандаты».
Так, кандидат «Российской партии свободы и справедливости» Александр Блинов безапелляционно заявил, что в Югре в действительности нет реальной оппозиции. И в сложившейся системе «тесно переплелись чиновники и лояльные им бизнесмены», а также ручная оппозиция, которую кандидат назвал травоядной. «Эти люди не занимаются защитой интересов югорчан. Для них мы просто электорат, который им нужен для получения мандатов. Этому пора положить конец», – жестко заявил Александр Блинов.
По его мнению, на сегодняшний день политика представляет собой «переплетение интересов узкого круга олигархических кланов», в котором нет места запросам простых югорчан. «За [системной оппозицией] стоят точно такие же олигархи, которым нужно свое лобби в парламенте. Поднимая шум на заседаниях, они просто отрабатывают вложенные в них деньги, вынуждают власть торговаться с их хозяевами», – заключил Блинов.
С мнением представителей РПСС согласен и кандидат в думу Югры от партии «Коммунисты России» Максим Логачев. По его словам, ни одна из партий в окружном парламенте реально не представляет интересов простого народа, которого беспокоит рост тарифов ЖКХ, кредитно-ипотечная кабала и другие вопросы. «Мы видим там чиновников и коммерсантов, прикрывающихся флагами [разных фракций]. Это порождения порочной системы, которую все эти разноцветные партии поддерживают и оберегают», – констатирует Логачев.
Представители малых партий также заявляют, что традиционная системная оппозиция не отстаивает интересы молодых людей. «Сегодня молодежь из глубинки не имеет никаких социальных лифтов, возможностей роста внутри своего региона. Эта проблема повсеместная – что у нас в Советском районе, что в целом по округу. Повсюду все престижные должности распределены между «своими», куда попасть простому человеку невозможно», – отметил 27-летний кандидат «Российской партии свободы и справедливости» Дмитрий Бегин.
Запрос на новые лица
Эксперты наблюдают рост значимости малых партий в регионе на фоне снижения позиций парламентских игроков. И это объективно играет первым на руку. Однако при этом против играет и стереотип, что эти партии – не более чем спойлеры, которые не способны показать какой бы то ни было существенный результат на выборах.
Но, например, лидер «Российской партии свободы и справедливости» Максим Шевченко заявляет, что партию ошибочно относить к малым, а системная оппозиция ей и вовсе – не конкуренты. «Нашим единственным конкурентом является «Единая Россия». И все. У нас рейтинги огромные, а другие меня не интересуют совершенно», – отметил Шевченко.
РПСС, как и сам Шевченко, проводят крайне агрессивную риторику в адрес действующей власти, которая иной раз балансирует на грани экстремизма. Так, в частности, лидер партии требует освобождения известного оппозиционера Алексея Навального и всех других политических заключенных. Главную опасность для режима в регионах представляет тот риск, что РПСС может консолидировать под своими знаменами радикальный протестный электорат, который после ареста Навального лишился лидера. А далее локализовать негатив масс не против российской госсистемы как таковой, а против конкретного губернатора.
Эксперты признают, что РПСС находится только на заре своей истории, и едва ли сможет совершить революцию в рамках предвыборной гонки сегодня, однако партия в состоянии сформировать себе серьезный задел на будущее, с которым не считаться уже будет невозможно. «Сегодня у партии есть вполне сносные шансы побороться за единичные мандаты на уровне муниципалитетов и, возможно, региональной думы. Но в перспективе эта картина может измениться, так как мы видим, что РПСС активно занимается формированием своего политического фундамента на будущее», – считает политолог Владимир Дмитриев.
Пока же политологи объективно говорят, что у малых партий есть реальный шанс стать главными конкурентами системной оппозиции в борьбе за протестный электорат. «Существует определенный запрос на новые лица в политике, новую политическую силу. И та партия, которая наиболее адекватно удовлетворит такой запрос, сможет набрать значительное количество голосов и претендовать на получение государственного финансирования», – отметил Петр Быстров, член правления Российской ассоциации политических консультантов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева