Представители регионов в рамках форума «Сообщество», который проходит в эти дни в Хабаровске, на круглом столе обсудили главные вопросы о работе общественных наблюдателей на предстоящих выборах. По мнению участников, наблюдателей нужно поддерживать не только морально, но и финансово. О том, какие еще нововведения ожидаются на сентябрьском голосовании и как будет выглядеть наблюдение на голосовании электронном, «ФедералПресс» поговорил с заместителем председателя Координационного совета при Общественной палате РФ по общественному контролю за голосованием, Владимиром Журавлевым.
Владимир Павлович, расскажите пожалуйста о роли Общественной Палаты в наблюдении за общественным голосованием
— Эта роль постоянно усиливается. Самое главное нам сейчас быть по-настоящему подготовленными, вести наблюдение на профессиональном уровне. На круглом столе коллега из Амурской области сказала, что люди на местах ценят, им очень импонирует то, что на избирательных участках появились полноценные общественные наблюдатели, авторитетные люди. Это нужное дело и для института выборов, и для каждого человека, чтобы сформировать доверие к выборам.
Можете ли вы назвать цифры, сколько Общественная палата подготовила наблюдателей за этот электоральный цикл?
— Мы знаем, что число на голосовании о поправках в Конституцию превышало 500 тысяч человек, хотя стартовали со ста тысяч. Когда мы только начинали готовить своих наблюдателей, планировали по одному человеку на избирательный участок и сейчас довели этот показатель до 5 человек на участке. У нас число тех наблюдателей, которых мы тщательно подготовили, которые прошли обучение, оно поменьше, чем на голосовании по Конституции, но это люди более подготовленные. Сейчас по России в целом пока у нас более 250 тысяч. Это и наблюдатели от политических партий, и от общественных организаций, и обычные граждане. Их достаточно для такого голосования, для трехдневного.
Что касается видеонаблюдения и изменений, связанных с этим нововведением. Как лично вы относитесь к тому, что видеонаблюдение будет доступно не всем?
— Любой может прийти и видеть трансляцию из избирательного участка, это раз. Во-вторых, партийные структуры тех партий, чьи кандидаты зарегистрированы, они все получают аккаунты от Ростелекома. Это инициировано ЦИК России. И они получают доступ на специальный сервер. Доступ к видеонаблюдению также получают кандидаты, зарегистрированные на выборах в Госдуму. Так вот, буквально несколько дней назад, Ростелеком констатировал – 54 тысячи аккаунтов предоставлено уже на данный момент. Можно делать даже коллективный просмотр в политических штабах. Поэтому, наши центры, куда любой может прийти, плюс партии, это получается, очень широкий охват наблюдения. Это намного выше качество, чем в предыдущем варианте.
Каковы перспективы электронного голосования в России?
— Сегодня на круглом столе говорилось про то, как дистанционное электронное голосование готовится в Мурманской области. Потому что у нас здесь из тех регионов, где это применяется, а их 7 регионов, была только Мурманская область. ЦИК России правильно делает, что не распространяет эту практику голосования на все регионы, потому что надо решить самый главный вопрос – обеспечить доверие граждан к этому виду голосования, поскольку здесь много отличий от очного голосования. Техническая сторона здесь должна быть настолько всем представлена убедительно, чтобы у граждан не было сомнений. Перспектива в целом у электронного голосования есть. Эта система сейчас дорабатывается и распространится очень широко.
Назовите пожалуйста главные составляющие общественного контроля в тех случаях, когда речь идет об электронной форме голосования. Возможно ли подготовить наблюдателей за электронным голосованием?
— К этому все идет. Сейчас в Общественной палате все продумывается, но самое главное, чтобы это было четко отработано в пилотных 7 регионах. Смысл в том, что накапливается поступление всех транзакций, то есть, когда идет подсчет голосов там же накопительная система, как в системе ГАС выборы. Принцип в электронном голосовании будет аналогичным в плане накопления материалов по подсчету голосов при дистанционном электронном голосовании. А самое главное, что реальный подсчет на участках все равно будет иметь место. И тогда не будет сомнений в том, что все будет проверено и подтверждено.
Член общественной палаты: «Успех будет у тех партий, кто имеет свою программу»
Возвращаясь к темам сегодняшнего круглого стола, председатель ОП Хабаровского края Галина Кононенко отметила, что сейчас говорить о профессиональных наблюдателях можно больше в Москве или Санкт-Петербурге, а до регионов это доходит медленно. Как вы считаете, она права? И когда стоит ожидать профессиональных наблюдателей в каждом регионе?
— Сегодня такие регионы, как например, Амурская область или Забайкальский край, Якутия, в самых удаленных местах обеспечивают общественное наблюдение. Это же показатель того, что все равно происходит оттачивание всей этой работы. Накапливается опыт, причем довольно быстро. Еще не везде все хорошо, но от голосования к голосованию идет настоящий рост института развития общественного наблюдения.
В чем на ваш взгляд особенность этих выборов в 2021 году?
— В ходе предвыборной борьбы участвуют 14 политических партий. Это очень высокий показатель. Один из тезисов тех, кто пытается что-то нехорошее высказать или дискредитировать наши выборы, основывается прежде всего на том, что это выборы не конкурентные. Но как так, когда такая предвыборная борьба? Мы видим и по выступлениям в СМИ, и по агитационным плакатам, масса всего в городах. Это настоящая политическая конкуренция. У нас в России выборы реальные и специфика их состоит в том, что совершенствуется избирательный процесс, много технических новшеств. И настолько открыта работа избирательных комиссий, что это не сравнится ни с каким другим годом.
Затронем тему мобильных бригад. Вы сегодня говорили, что возник вопрос о статусе, можно небольшую ретроспективу?
— Наши наблюдатели появляются на избирательных участках только с направлением от Общественной Палаты на данный участок. Оно дается только на один участок. Общественное наблюдение – это все-таки не прокурорский надзор. Мы – общественные наблюдатели, а вот мобильные бригады могут вести переговоры, что-то обсудить с представителями избирательных комиссий, на месте, на избирательном участке. И все же не надо педалировать тему, что мобильные бригады, якобы какие-то контролеры. Они выезжают для профилактики методической поддержки и помощи наблюдателям. Вот теперь уже за счет того, что ЦИК, имея на то полномочия, утвердила положение об особенности голосования на этих выборах, там есть такая норма. Члены общественных наблюдательных штабов вправе взаимодействовать с представителями Избиркома. Этого достаточно, у нас не должно быть других надзорных функций.
Почему тогда вообще возникает вопрос о мобильных бригадах?
— Он появляется поскольку мои коллеги спрашивают, с каким статусом мобильные бригады приходят на избирательные участки? А статуса нет, есть форма. И звучит она как проведение обсуждения с участковой избирательной комиссией по той ситуации, которая требует отдельного обсуждения.
А что вы думаете насчет ангажированности наблюдателей от партии?
— Мы понимаем, что партии готовят своих наблюдателей, но не у всех это дело поставлено по-настоящему. И при этом партийные наблюдатели могут появиться в Общественной Палате. В таком случае встает вопрос – эти люди, получая мандат ОП на избирательном участке будут все-таки представлять интересы партии с мандатом Общественной Палаты? Это не годится. Но, вопрос снимается, если ты отказался от действий в интересах партии на избирательном участке. У нас в Ленинградской области такой проблемы нет, мы даже готовы поделиться своими наблюдателями с партиями.
Сегодня прозвучало много интересных практик от представителей регионов, хотелось бы знать, каких результатов вы ожидаете от сегодняшней встречи?
— Всегда такая мозговая атака обсуждения того, чем мы занимаемся, очень полезна. Я по ее итогу записал себе ряд вещей, которые касаются практической организации работы на местах. Мы сегодня еще затронули и такую тему как стимулирование работы общественных наблюдателей. Я не говорю, что госбюджет в этом должен участвовать, но моральное поощрение, это конечно, хорошо, но надо подумать еще о каких-либо видах стимулирования, потому что люди действительно выкладываются исключительно на общественных началах. Надо их поддержать.
Фото: предоставлено пресс-службой ОП РФ