Происшествия
  1. Происшествия
Происшествия
Иркутская область
0

Прерванный полет: хроника авиакатастроф в Иркутской области

Катастрофа
«ФедералПресс» вспомнил самые резонансные авиатрагедии

Завтра в Приангарье день траура. Авиакатастрофа у села Казачинское унесла жизни четырех человек, еще 11 остаются в больнице. Регион вообще имеет у авиаторов дурную славу. Аэропорт Иркутска – один из самых сложных, метеоусловия в регионе тоже не самые лучшие. Статистика говорит сама за себя: за 25 лет здесь произошло 15 аварий воздушных судов, часть из них вошли в топ крупнейших в истории России. «ФедералПресс» вспомнил самые резонансные происшествия.

Смерть пришла с неба

6 декабря 1997-го. В 14:42 по местному времени с взлетной полосы Иркутского авиазавода взлетает транспортный «Руслан». Рейс Иркутск – Камрань. На борту два самолета Су-27 УБК, предназначенных для ВВС Вьетнама. Спустятри секунды на высоте 5 метров отключается двигатель № 3, черезшесть секунд отключается второй двигатель, черездве секунды на высоте 66 метров отказал еще одни двигатель. С левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолета задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки задели здание детского дома. Начался пожар.

Была суббота. Денис Артемьев, тогда курсантпервого курса Восточно-Сибирского института МВД, возвращался из увольнения. Он едва переступил порог ВУЗа, и тут поступила команда: в городе авиакатастрофа, личный состав училища убывает к месту аварии.

«Уже смеркалось, когда нас привезли на место. Все горело, везде мешанина из покореженного металла, обгоревших тел, обломков зданий. Родственники и просто местные жители пытались прорваться к месту трагедии в надежде найти своих близких. Нас выстроили в цепь и поставили в оцепление. Поставили задачу: не пускать к месту трагедии гражданских, чтобы они не мешали спасателям. Помню, было очень холодно, гораздо ниже минус 20 градусов. Поэтому стояли минут по 40 или по часу, потом менялись и шли греться в детский дом, вернее в те его строения, которые уцелели. Потом опять шли и меняли однокурсников», – вспоминает милиционер в отставке.

Всего в авиакатастрофе погибли 72 человека, из них 49 – на земле. Как установила комиссия, экипаж до последнего пытался увести судно от жилых домов, все 15 членов экипажа посмертно награждены Орденами Мужества. Однозначной причины трагедии так и не названо. По одной версии в аварии виновато некачественное топливо, по другой – конструктивные недостатки двигателей. Виновные не найдены.

Застывшее горе

4 июля 2001 года. Ночью на посадку в Иркутске заходит авиалайнер Ту-154. На борту 145 человек, в том числе девять членов экипажа. Пилоты уже выполняли разворот и заход на посадку. В этот момент лайнер неожиданно развернуло на 180 градусов, самолет начал падать на поселок Бурдаковка в 34-х километрах от областного центра. Пилоты смогли увести машину на несколько километров от населенного пункта вглубь леса. От удара самолет разлетелся на мелкие фрагменты. В живых не осталось никого.

К месту аварии выдвинулись спасители, врачи, полиция. И журналисты. Андрей Воробьев тогда работал телеоператором на ВГТРК. Это его кадры облетели все издания страны. Вспоминает: первое, чем их встретил лес в районе трагедии, – стойкий запах авиационного керосина. Казалось, что его источают сами деревья.

«Запах керосина был везде. Самолет от удара разлетелся на части, более или менее сохранилась только хвостовая часть. А поляна, на которую упала машина, была просто перепахана. Погибли все, почти 150 человек, вещи мелкие везде раскиданы. Жутко было. Но надо было работать. Каждый выполнял свою работу», – вспоминает оператор.

Созданная комиссия назвала причиной авиакатастрофы ошибочные действия экипажа. При заходе на посадку экипаж не выдержал положенную высоту в 850 метров. Заметив ошибку, второй пилот потянул штурвал на себя. Командир корабля не смог исправить ситуацию.

«Сережа! Жми!»

9 июля 2006 года. 7:42 по иркутскому времени. В аэропорту совершил посадку Аэробус А-310, выполнявший рейс Москва– Иркутск. Встречающие уже приготовились обнять родных и близких. В какой-то момент сведения о прибывшем рейсе исчезли с информационного табло. А потом стало известно. Самолет разбился. Приземлившись, лайнер не остановился на «взлетке», а съехал на поле, пробил бетонное ограждение и врезался в гаражный кооператив. Топливо из баков вспыхнуло. В результате в огне погибли 125 человек. В их числе дочь известного писателя Валентина Распутина Мария и начальник УФСБ по Иркутской области Сергей Коряков.

Водитель скорой помощи Сергей Орлов в это субботнее утро уже готовился сдавать смену. Ночь выдалась относительно легкой, всего несколько вызовов. Впереди его ждал отпуск. Внезапно из диспетчерской приходит команда: все экипажи направить в аэропорт, там разбился самолет, много жертв.

«Летом в субботу, конечно, таких пробок нет, как в будний день. Но все же утром движение затруднено. Ну а ехать надо, это чья-то жизнь. Вот сирену включаешь и по плотине, по «встречке». Аэропорт – областная больница. Потом так же назад, и еще раз, и еще. Сколько рейсов сделал - не помню, кажется, весь день возили. Домой пришел уже затемно, руки-ноги трясутся. В ушах крик нашего фельдшера Ани: «Сережа жми, его еще можно спасти!». И жал. Надо сказать автомобилисты молодцы, быстро реагировали, скорую увидят и расступаются сразу», – вспоминает водитель.

Межгосударственный авиационный комитет установил: к катастрофе привели ошибки экипажа. Этот вывод вызвал много вопросов. Повторная комплексно-техническая экспертиза показала, что непосредственной причиной авиакатастрофы явилась нештатная работа системы управления самолета и ее конструктивные недостатки.

22-летняя стюардесса Виктория Зильберштейн после аварии сумела выбраться из-под завала кресел и багажа, добраться до аварийного люка над крылом и открыть его. Благодаря ее действиям через спасательный люк сумели выбраться 20 пассажиров, после выписки из больницы ее наградили медалью «За отвагу». Бортпроводник Андрей Дьяконов смог выбить аварийный люк и вывел около 30 человек. Сам выйти не успел. Он награжден «Орденом Мужества». Посмертно.

Счет идет на десятки

Всего за последние 25 лет в Иркутской области произошло 14 крупных авиакатастроф, которые унесли несколько сотен человеческих жизней. Падали, горели, врезались не только пассажирские или транспортные борта, но и легкомоторные самолеты. Гибли и самолеты спасателей. 6 мая 2013 года в районе села Преображенка Иркутской области при закладке взрывчатки для подрыва льда на реке Нижней Тунгуске, взорвался вертолет с сотрудниками МЧС на борту. Погибли шесть спасателей, среди них врио начальника регионального Главного управления МЧС Станислав Омельянчик и три члена экипажа. Наиболее вероятной причиной взрыва вертолета считается неосторожное обращение с взрывчаткой.

1 июля 2016 года самолет Ил-76 МЧС России вылетел с аэродрома в Усольском районе на ликвидацию лесного пожара в Качугском районе. На борту находилось 10 человек. В 11.30 экипаж должен был выйти на связь, однако этого не произошло. В результате двухдневных поисков самолет был обнаружен в 145-ти км от Качуга, все члены экипажа погибли. Причины до сих пор не опубликованы, но известно что экипаж неоднократно получал предупреждение об опасности.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области, пресс-служба Восточно-Сибирского СУ СК на транспорте

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments