Это история о доверии людей, которое ничем не сломить, о желании получить всё и сразу, о мечте разбогатеть, ничего не делая. Дело компании Finiko, официально признанной финансовой пирамидой, и ее удачливых основателей закрутилось прошедшим летом. Вплоть до мая – июня новые вкладчики несли в компанию кровные деньги, хотя расследования против пирамиды начались еще в конце 2020 года. Тем не менее, жители Татарстана и Самары, Красноярского края и Сочи и многих других городов и регионов России продолжали покупаться на слова агитаторов и открывать личные кабинеты на специальном сайте.
«Платеж по кредиту больше, чем зарплата»
Рассказы обманутых вкладчиков – разные, но похожие по сути. Кто-то мечтал о новой машине, кто-то – о переезде от родителей, кому-то нужны были деньги на срочную операцию.
«Я внесла кредитные деньги в размере 1,6 млн рублей и за всю совместную жизнь с мужем накопленные 900 тысяч рублей. Мне внушили, и я поверила, что компания занимается трейдингом на четырех биржах. Хотели сыну дать хорошее образование», – жалуется Альбина Рахметзянова из Татарстана.
«Три года копила на долгожданный отдых. Одна воспитываю дочь. В первый раз вложила накопленные деньги – 100 тысяч рублей. Потом взяла кредит в размере 1,9 млн рублей. Платеж по кредиту больше, чем зарплата», – написала жительница Нижнего Новгорода.
«Путем обмана были вовлечены в пирамиду Finiko. Висит кредит 1,7 млн рублей. Остались двое детей: один ребенок инвалид, другому и месяца нет. Заходил, чтобы помочь детям», – пишет Сергей Кузнецов из Свердловской области.
Таких историй – сотни. Разумеется, финансовые возможности не у всех равные: кто-то вложил 100 тысяч, а кто-то – несколько миллионов, однако потери ощутимы для всех. Сейчас обманутые вкладчики объединяются в группы и пишут петиции на имя президента России Владимира Путина и главы Чеченской республики Рамзана Кадырова. Видимо, больше им рассчитывать не на кого.
«Локдаун помог расцвету компании»
Компанию Finiko основали четыре человека – Кирилл Доронин, Эдвард и Марат Сабировы и Зыгмунт Зыгмунтовичь. Проект они позиционировали как систему автоматической генерации прибыли. То есть людям обещали доход за счет трейдинга на мировых биржах «по принципу прогнозируемых рисков, которые управляются статистикой децентрализованных продуктов». Суть этого проста – сервис использует деньги вкладчиков, чтобы получить прибыль на бирже, частью которой делится с клиентами. Организаторы утверждали, что этих денег должно хватить и на новую машину, и на покупку квартиры, и на многое другое.
«Ситуация сложилась таким образом, что расцвет компании пришелся именно на пандемию и локдаун. Тогда многие люди потеряли работу и очень нуждались в деньгах. Есть и одно существенное отличие от компании МММ в 1990-х: на пополнение средств можно было брать кредиты. Кредитные ресурсы активно привлекались в Finiko, это не секрет», – пояснил казанский экономист Ирек Галямов.
Действительно, если провести анализ жалоб, с которыми регулярно обращаются жители разных регионов, многие из них приносили в компанию именно кредитные средства в надежде быстро заработать и вернуть их банку. Кредиты брались на стандартных для этого условиях, поэтому и возвращать деньги нужно по графику. Сейчас большинство пострадавших справиться с этим не может.
«По разным оценкам экономистов, ущерб от деятельности компании Finiko составляет до 500 млрд рублей. Для сравнения: в Татарстане ущерб после закрытия «Татфондбанка» составил 100 млрд рублей. Finiko принесла ущерб как пять «Татфондбанков», – пояснил Галямов.
Главным лицом пирамиды был 41-летний Кирилл Доронин, который уже имел опыт сетевой компании – в 2014 году он основал проект по избавлению от долгов «Эскалат». Впоследствии он получил большое количество исков от пострадавших клиентов, чьи долги лишь выросли. Однако ему всегда удавалось четко определить целевую аудиторию, на которую уловки и нужно распространять.
«Нельзя сказать, что в Finiko приходили несведущие бабушки-пенсионерки. Все вкладчики должны были зарегистрироваться в личном кабинете, перевести биткойны, пенсионер с этим может и не справиться. Туда шли осознанно – молодые люди, люди среднего возраста, жители крупных городов. И что самое удивительное, они приходили и приносили свои деньги в компанию даже после того, как против нее было возбуждено уголовное дело», – добавил Ирек Галямов.
«Юридически это игра»
Юрист Ирина Пашкова занимается делом Finiko в течение трех недель. Она активно ищет потерпевших, вложивших средства в финансовую пирамиду. После пристального изучения вопроса, Пашкова заключила, что не видела ни одного человека, который вывел из компании хотя бы то, что вложил. Действительно, о серьезных доходах рассказывали ведущие участники пирамиды, однако проверить их слова сложно.
«С точки зрения права, это очень сложный вопрос. Я только на стадии решения проблемы, сейчас пока ясно, что пострадавшие должны написать заявления на Доронина и других руководителей. Ими были нарушены все основополагающие нормы закона о криптовалюте: не было указано данных о государственной регистрации юридического лица, правил обмена, курса к рублю, все действия руководства в полной мере соответствуют положениям статьи 159 УК РФ о мошенничестве», – рассказала Ирина Пашкова.
«Вернуть свои деньги практически невозможно: сама система зарегистрирована не в России, а на другом конце Земли. Юридически эта система является игрой, это моделирование игровых процессов. Как судиться с игрой, непонятно», – добавил Галямов.
Что делать обманутым вкладчикам
Люди вносили в пирамиду не деньги, а криптовалюту. Эксперты утверждают, что даже после того, как имущество компании продадут, на выплаты не стоит рассчитывать.
«Тем, кто вложился в пирамиду, нужно определить круг людей, через которых они туда попали. Для доказательства годятся все переписки, их нужно сохранить. С этим следует обратиться в полицию. Данное обращение даст возможность получить компенсацию от федерального фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (сумма – около 20-30 тысяч рублей)», – рассказал Ирек Галямов.
Тем, кто брал кредит, следует обратиться в банк. Если вкладчик оформил заем на определенную цель и готов доказать, что пострадал от деятельности финансовой пирамиды, он может рассчитывать на страховку. Однако шанс на получение выплат всегда невелик.
Также можно обратиться в банк с просьбой о рефинансировании. Все долги можно объединить в один, а срок выплат – увеличить. Однако это не подойдет в том случае, если есть просрочки по погашению кредита.
Если кредит выплатить не получится при всем желании, остается последний шанс – пройти процедуру банкротства. Для этого нужно доказать свою ответственность – выплачивать суммы хотя бы в течение трех месяцев. После этого следует предоставить справки о доходах. Чтобы человека признали банкротом, официальный доход на всех членов его семьи должен быть меньше прожиточного минимума.
Немного о процессе над Finiko
Полиция заинтересовалась деятельностью Finiko еще в середине 2020 года. Сотрудники УБЭП МВД по Татарстану пришли в казанский офис компании в начале декабря. 3 декабря возбудили уголовное дело по статье «Организация финансовой пирамиды с привлечением денежных средств физических лиц в особо крупном размере». Однако фамилий Доронина, Сабировых и Зыгмунтовича пока не называли, подозреваемыми выступали неустановленные лица. При первом обыске забрали только технику, никаких финансовых средств оперативники не нашли.
После этого, как ни странно, пирамида стала расти – организаторы запустили собственную валюту, увеличили порог входа с 1 тысячи долларов до 20 тысяч. Серьезные проблемы начались в июле этого года, когда Кирилл Доронин сначала пожаловался в прямом эфире Instagram-аккаунта, что его партнеры по бизнесу пропали, а потом он был задержан. 30 июля ему предъявили обвинение по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Своей вины Доронин не признает. Сабировы и Зыгмунтовичь объявлены в международный розыск, однако найти их следы пока не удается.
Фото: Nikolay Gyngazov Global Look Press, инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова