Нефтегазовые доходы России в 2021 году могут вырасти почти на 70% или на 50 млрд долларов по сравнению с уровнем 2020 года, подсчитали в международном рейтинговом агентстве Fitch. Это значительно выше ожиданий начала года. Однако для исполнения этого прогноза потребуется сохранение текущих высоких цен на энергоносители. О том, насколько это вероятно, – в материале «ФедералПресс».
«В 2021 году поступления в бюджет от нефти и газа могут составить порядка 9 трлн рублей или около $125 млрд. Это на 50 млрд долларов больше, чем в 2020 году, и примерно на 40 млрд долларов больше, чем могло бы быть, если бы макроэкономические параметры соответствовали бы нашим ожиданиям на начало года», – приводит ТАСС расчеты старшего директора группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрия Маринченко.
Тогда ожидалось, что средняя цена нефти составит 45 долларов за баррель, а экспортная цена на газ – 200 долларов за 1 тыс. кубометров. В своих новых расчетах Fitch исходит из того, что в среднем по году нефть марки Brent будет стоить 70 долларов за баррель, а экспортная цена «Газпрома» составит 320 долларов за 1 тыс. кубометров. На этом уровне нефтегазовые доходы в 2021 году вероятно, даже несколько превысят уровень 2019 года, когда они составили около 120 млрд долларов, отмечает Маринченко.
Газовая лихорадка
Brent на момент написания заметки стоила около 84 доллара за баррель. Особое внимание аналитики обращают на то, что американская нефть сорта WTI впервые за последние восемь лет преодолела отметку 80 долларов за баррель. Ноябрьские фьючерсы на газ на хабе TTF (Голландия) отошли от максимальных значений и в последние несколько дней колеблются в районе 1000 долларов за 1 тыс. кубометров. Недавно «Газпром» раскрыл новые оценки экспортной цены на 2021 год, очередной раз повысив их до 295-330 долларов за баррель.
Особенность сегодняшней ситуации в том, что именно газовые цены тянут за собой нефтяные, а не наоборот, как это было до сих пор. Некоторые коммунальные предприятия в Азии переходят с газа на нефть, поскольку Азия имеет больше возможностей для сжигания нефти на электростанциях, чем Европа с ее жесткими нормами выбросов углерода, констатировала в конце сентября норвежская консалтинговая компания Rystad Energy. По ее оценке, если ситуация не изменится, «Азия будет увеличивать спрос на нефть в среднем на 400 тыс. баррелей в день в течение следующих двух кварталов».
«Цены на природный газ в последнюю неделю очень сильно лихорадило – на голландском хабе они колебались в пределах от 1000 до 2000 долларов за 1 тыс. кубометров, что в нефтяном эквиваленте составляет около 170 и 340 долларов за баррель соответственно. Риски холодной зимы (вероятность Ла-Ниньи составляет почти 80%) поддерживают форвардные цены на высоком уровне. По данным Reuters, к уровню 350 долларов за 1 тыс. кубометров они возвращаются только к апрелю 2023 года», – говорит руководитель энергетического центра EY Ольга Белоглазова.
Ситуация с газом находит отражение и на нефтяном рынке. Представители отрасли говорят о том, что кризис на рынке природного газа уже привел к увеличению спроса на нефть (особенно в отдельных азиатских регионах) примерно на 0,5 млн баррелей в сутки. Это больше объема, который ОПЕК+ планировала нарастить в следующем месяце – 0,4 млн барр. в сутки.
«В результате впервые за три года нефтяные котировки на этой неделе превысили 80 долларов за баррель, что все равно более чем в три-четыре раза меньше стоимости газа в Европе с учетом перевода в сопоставимые единицы измерения. Ведущие инвестбанки с Уолл-стрит уже корректируют свои прогнозы нефтяных цен на конец года вплоть до 90 долларов за баррель. Медианное значение Bloomberg несколько скромнее (чуть менее 75 долларов за баррель по оценкам с 20 сентября), но и оно на 10 долларов выше того уровня, который ожидали на IV кв. 2021 года в начале лета, что в очередной раз подтверждает зависимость прогнозов от рыночной конъюнктуры на дату оценки», – отмечает Белоглазова.
Риск охлаждения
«Если подробнее рассматривать ситуацию на нефтяном рынке, то здесь по-прежнему поддерживается дефицит из-за ограничений на добычу со стороны ОПЕК+. Вопреки ожиданиям экспертов, на октябрьской встрече альянс оставил параметры сделки без изменений. Кроме того, страны ОПЕК+ отстают от собственного графика увеличения добычи, о чем свидетельствует растущий коэффициент исполнения сделки (в августе он достиг 119% по сравнению со 109% в июле). То есть на рынок поступает меньше нефти, чем это предполагается по соглашению. Помимо этого, росту цен на нефть способствуют рекордные цены в смежных газовом и угольном сегментах», – объясняет аналитик ФГ «ФИНАМ» Анна Зайцева.
По приводимым ей оценкам, переход на нефть с природного газа для производства электроэнергии может повысить мировой спрос на нефть на 250-750 тыс. баррелей в сутки. До конца текущего года при отсутствии шоков со стороны спроса (например, в результате новых вспышек коронавируса в мире и введения новых локдаунов) высокие цены на нефть и газ сохранятся. Однако в более отдаленной перспективе высокая стоимость энергоносителей может привести к замедлению темпов восстановления мировой экономики, снижению спроса на них и, как следствие, коррекции на сырьевых рынках.
«На краткосрочном горизонте котировки Brent могут протестировать отметку 85 долларов за баррель, а к концу IV квартала 2021 года мы ожидаем цену в диапазоне 78-82 доллара за баррель. При этом на горизонте 12 месяцев котировки могут вернуться в диапазон 65-70 долларов за баррель», – прогнозирует аналитик.
Фото:pxfuel.com