Обычный бытовой мусор, который производит любой человек, сейчас является главной экологической проблемой поволжских регионов. Его так много, что полигоны для складирования уже переполнены, а масштабная переработка вторсырья до сих пор не налажена. Уже существующие свалки требуют рекультивации – стоимость работ доходит до миллиардов рублей. О самых проблемных мусорных полигонах ПФО и о том, как их пытаются ликвидировать – в спецпроекте «ФедералПресс»
Нижегородская область: крупнейшая свалка в России и криминальный полигон в Балахне
Центральный регион ПФО до 2020 года мог «похвастаться» тем, что на его территории находилась самая большая свалка в России и одна из крупнейших в Европе – полигон ТБО «Игумново» около Дзержинска. Он расположен в 15 км от Нижнего Новгорода. Огромное хранилище мусора площадью более 100 га просуществовало 30 лет – с 1983 года.
Начиная с 2000-х это все еще и постоянно горело, а в почву и воду попадали сотни кубометров токсичных жидкостей. Ликвидацию осложняли и взрывоопасные свалочные газы (объем – до 3 млн кубометров по данным 2008 года), скапливающиеся в глубине мусорной горы, высота которой достигала семиэтажного дома.
В 2012 году свалку закрыли на рекультивацию – она официально была завершена к 2020 году. Всероссийская экологическая организация «Зеленый патруль» даже называла ликвидацию полигона «самым позитивным экологическим событием 2020 года», однако на деле все было не так безоблачно.
Во-первых, подрядчик-ликвидатор «Газэнергострой» выполнил работы с многочисленными нарушениями. Несмотря на это, власти региона приняли работы, и свалка была исключена из государственного реестра объектов негативного воздействия на окружающую среду. Объект и по сей день продолжает вредить экологии региона, а сотрудников ГБУ «Экология региона», принявших работы с нарушениями, привлекли к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий. Во-вторых, свалка продолжила пополняться новым мусором – теперь уже незаконно складируемым на ее территории и рядом с бывшим полигоном.
Кончилось все это новым витком ликвидации – теперь нужно разбираться уже с новой свалкой, площадью в 11,3 га. На это нижегородские власти в октябре 2021 года решили выделить более 7 миллионов рублей. Судя по данным сайта госзакупок, уже заключен контракт с подрядчиком, готовым за эту сумму ликвидировать более 300 тысяч кубометров мусора 4 класса опасности. Единственным участником закупки, не снизившим цену ни на рубль, стало все то же ГБУ «Экология региона», оштрафованное когда-то за приемку некачественных работ на полигоне «Игумново». Предоставить готовый проект фирма должна уже к апрелю 2022 года.
Второй примечательный нижегородский мусорный полигон – это скандальная свалка в Балахне, закрытая в июле 2021 года следователями СК. По мнению правоохранителей, полигон работал незаконно с 2014 года, тем самым причинив региону ущерб, измеряемый миллиардами рублей.
Сваливать мусор под Балахной, около поселка Гидроторф, фактически начали еще в 1928 году – тогда здесь начала работать теплостанция ГРЭС им. Винтера. Вскоре к отвалам топлива местные жители начали сбрасывать и обычный бытовой мусор – свалка разрасталась. В 2008 году рядом была образована свалка для нужд Балахнинского района, а в 2012 году путем концессии на историческом месте складирования мусора АО «Управление отходами – НН» организовало полигон для Нижнего Новгорода, уже с совсем другими объемами поступающих отходов. В объект инвестировали 650 млн рублей, а балахнинская администрация разрешила строительство.
С 2014 года местные жители жаловались на полигон – туда вместе с бытовыми отходами сваливали промышленные, в том числе опасные. Росприрод подтвердил опасения балахнинцев – нарушения действительно обнаружились. В 2021 году протестующие через суд добились закрытия полигона с 2023 года. Отсрочка была дана для того, чтобы власти придумали, куда перераспределить мусорные потоки, ранее находившие вечный покой на столетней балахнинской свалке.
Ранее «ФедералПресс» выяснял подробности этого дела и разбирался, почему из-за закрытой свалки уголовное дело было заведено на бывшего главу балахнинской администрации.
Самарская область: пятиуровневая свалка-пирамида и заглохшая рекультивация
Главная мусорная проблема Самарской области – полигон ТБО «Преображенка» – был открыт в 1996 году около села Воскресенка Волжского района, в 28 км от Самары. Еще до официального открытия на этом месте существовала стихийная нелегальная свалка. Но сейчас «Преображенка» – это не просто полигон, а целое инженерное сооружение в форме усеченной пирамиды в пять рядов, также имеющее в своем составе каскад прудов, наполненных ядовитым фильтратом.
В 2020 году самарские власти сообщили, что уже в ноябре здесь начнутся работы по подготовке к рекультивации. ГУП «Экология», в ведении которой находится полигон, начала искать компанию-подрядчика для разработки проекта, который должен был быть готов к марту 2021 года. Цена контракта – более 60 миллионов рублей (несколькими закупками).
По закону «Преображенка» должна будет прекратить работу к концу 2022 года – после этого принимать отходы будет запрещено. Уже в сентябре 2020 года сотрудники Счетной палаты области выявляли здесь нарушения проверок принимаемых отходов. По сути, их просто не было, и ввезти на свалку можно было любое опасное вещество не того класса, что заявлено в документах на полигон.
На момент написания этого текста на сайте госзакупок открытый аукцион на право разработки проекта обозначен как завершенный, но новой закупки, уже на саму рекультивацию, до сих пор нет.
Республика Башкортостан: как современный полигон стал нелегальной свалкой
Как правило, объектами мусорных конфликтов выступают старые и переполненные свалки, наносящие колоссальный вред экологии. Но в Башкирии скандальную славу обрел самый современный полигон в республике – «Эко-Сити», торжественно открытый в 2019 году.
Изначально предполагалось, что возить на него мусор будет региональный оператор «Эко-Сити». Здесь важно не запутаться – речь идет о разных компаниях. Однако позже регоператор отказался поставлять мусор на современный полигон, из-за чего работы лишились 40 его сотрудников, а выручка сократилась в 10 раз. После Верховный суд Башкортостана и вовсе исключил «Эко-Сити» из территориальной карты обращения с отходами. Проще говоря – превратил его в незаконную свалку.
Причиной всей этой вакханалии стал конфликт двух предпринимателей, возглавляющих компанию регоператора и полигон с одинаковыми названиями. Ранее эти структуры были тесно связаны, но позже их разделил корпоративный спор. Полигон «Эко-Сити» возглавляет Семен Земсков, а компанию-регоператор «Эко-Сити» – Айрат Максадов. Несколько лет назад Земсков организовал ООО «Региональный оператор «Эко-Сити», ставший впоследствии одним из четырех региональных мусорных операторов республики. Максадов позже стал его деловым партнером.
Однако позже бизнесмены поссорились, и Земсков остался только владельцем полигона. Максадов же перестал вывозить туда мусор, а позже и вовсе добился исключения полигона «Эко-сити» из территориальной схемы размещения отходов по решению суда. Теперь очень дорогой и высокотехнологичный комплекс не может работать, а вывоз на него мусора является незаконным.
За полигон «Эко-Сити» вступилось региональное Министерство экологии – сейчас власти пытаются урегулировать конфликт своими силами. А работники комплекса вышли с коллективным обращением на имя главы Башкирии Радия Хабирова. По их словам, штат за два года был серьезно сокращен, а современное оборудование не используется. Главная цель рабочих (и, возможно, стоящего за обращением Земскова) – вновь загрузить полигон и возобновить поставки. Чем закончится башкирская мусорная драма – предсказать пока сложно.
Оренбургская область: мусор, мешающий самолетам
Весьма специфична и главная мусорная беда Оренбургской области – здесь в течение нескольких лет стихийная свалка образовалась в непосредственной близости от оренбургского аэропорта. До взлетно-посадочной полосы остается менее 3 км, а от траектории снижения самолетов – и вовсе меньше километра.
Пилотам приходится уворачиваться от стай птиц, облюбовавших свалку, постоянно рисковать самолетом и жизнями пассажиров (случаи столкновений с птицами уже фиксировались в России как причины авиакатастроф). Да и картина, открывающаяся с борта, прямо скажем, не из приятных – кучи мусора отчетливо видны с высоты.
За несколько лет существования здесь накопилось более 50 тонн мусора, в том числе опасных отходов. Россельхознадзор в ходе проверок выявил в здешней почве превышение допустимых концентраций цинка, меди и мышьяка. По документам же эта территория значится как сельскохозяйственные угодья.
Проблему усугубляют и местные жители – свозят сюда бытовые отходы и строительный мусор, несмотря на наличие шлагбаума и предупредительных аншлагов. Добавляет свой мусор в общую кучу и соседний маслоэкстракционный завод – от него остаются горы шелухи от семечек. На территории свалки есть пара небольших озер, наполненных едкой жидкостью с резким запахом. Водители ассенизаторских машин также сливают здесь содержимое своих баков.
По словам оренбургского министра природных ресурсов и экологии Александра Самбурского, примерная стоимость ликвидации аэродромной свалки – около миллиарда рублей. Пока что 15 миллионов были выделены Нежинскому сельсовету – на них администрация должна найти подрядчика для разработки проекта. Документ нужно подготовить до конца 2021 года.
«Ну, а дальше уже посмотрим, как быть. Либо федерация нам поможет, либо сами будем искать средства и постепенно проводить рекультивацию. У нас другого выбора просто нет, потому что это опасная свалка, она находится рядом с аэропортом, там накоплены тонны опасных веществ», – уточнил министр.
В январе 2021 года Россельхознадзор Оренбургской области отсрочил ликвидацию свалки до 2022 года. Средства на нее выделят в рамках нацпроекта «Чистая страна» – регион оплатит только создание проекта.
Как победить мусор?
По мнению руководителя организации «Зеленый патруль» и председателя партии «Зеленые» Андрея Нагибина, схожие проблемы с ликвидацией мусорных полигонов испытывают все регионы России.
«Как правило, трудности возникают уже на этапе признания свалки объектом накопленного экологического ущерба. Для этого необходимо, чтобы земля находилась в муниципальной собственности – и начинаются долгие судебные тяжбы с собственниками по изъятию территории. После этого региону еще нужно найти компанию, которая сможет профессионально провести все изыскания и экспертизы – без них невозможно создать проект рекультивации. Ну и уже во время выполнения работ часто оказывается, что денег заложили мало, подрядчик просит добавить – а в рамках федерального финансирования по нацпроекту это сделать очень непросто», – рассказывает эколог.
Нагибин считает, что для успешного решения подобных проблем необходимо выстраивать прочные связи между федеральными министерствами и правительствами субъектов.
«Отдельно нужно заниматься объектами накопленного ущерба, и отдельно – раздельным сбором мусора. Если у нас будет перерабатываться не менее 60 % отходов – огромные свалки перестанут образовываться, и в какой-то момент рекультивировать станет нечего. А сейчас регионам следовало бы внимательнее регулировать деятельность региональных операторов, через которых проходят, по сути, все «мусорные деньги», и решать конфликты в ручном режиме, чтобы не допустить ситуаций подобных тому, что сейчас происходит в Башкирии», – уточнил эксперт.
Фото: Федерал Пресс / Полина Зиновьева,сайт полигона «Эко-Сити» / ecocityrb.ru, Подслушано: Балахна / vk.com, инфографика: Федерал Пресс / Елена Майорова, скриншоты: zakupki.gov.ru,google.com / maps