Власти Архангельской области проводят мусорную реформу, в рамках которой недавно объявили о планах по строительству трех новых мусоросортировочных комплексов. Их планируют запустить к 2024 году. Это заставило жителей региона с новой силой обсуждать тему обращения с отходами. «ФедералПресс» выяснил, что представляют из себя эти объекты, и почему с их появлением не согласна общественность.
Что известно о планируемых объектах
В сентябре этого года правительство Архангельской области приняло новую территориальную схему обращения с отходами. Так, в регионе появятся три мусоросортировочных комплекса (МСК) – это объекты обработки твердых коммунальных отходов (ТКО), которые необходимы для выделения из мусора вторичных материальных ресурсов и отправки их на переработку.
Самый мощный межмуниципальный объект (275 тысяч тонн отходов в год) появится в 30 километрах от Архангельска, доля отбора вторичного сырья составит 15 %, отбор сырья для компостирования – 40 %. Сейчас на месте будущего полигона находится заболоченный лес, рядом отсутствуют населенные пункты. Второй объект возникнет в нескольких километрах от Няндомы. Его мощность составит 60 тысяч тонн в год; отбор вторсырья – 15 %, а отбор сырья для компостирования составит 40 %. Третий объект мощностью 70 тысяч тонн в год и с аналогичными показателями отбора вторресурсов появится возле действующей свалки ТКО в Коряжме. Рядом имеются газопровод и железнодорожная станция.
Как отмечает пресс-служба областного правительства в пресс-релизе, в процессе сортировки на МСК будет осуществляться разделение отходов по видам с извлечением перерабатываемых фракций. Возле каждого объекта появится новый полигон и площадка компостирования. Какая-либо подробная информация о планируемых объектах, а также проектная документация в открытых источниках отсутствует.
Почему общественники против
Как отметил в разговоре с «ФедералПресс» юрист Александр Козенков, участвовавший в 2019–2020 годах в судебном процессе о признании построек на Шиесе незаконными со стороны местной администрации, создание крупных мусороперерабатывающих заводов на территории региона не имеет ничего общего с интересами жителей.
«Считаю, что предлагаемые мусороперерабатывающие заводы являются в чистом виде профанацией системы раздельного сбора отходов и, более того, ставят крест на той сети раздельного сбора отходов, которая была создана в Архангельской области силами энтузиастов и малого бизнеса», – уверен Козенков.
Эти заводы, по убеждению юриста, в конечном счете приведут к тому, что основная часть мусора будет сжигаться, так как одним из продуктов переработки полезных фракций является RDF-топливо – совокупность горючих отходов в виде брикетов. Эксперт выражает опасение, что эти брикеты начнут использовать непосредственно на территории области, поскольку цена производимого продукта возрастает при его транспортировке.
«Таким образом, это же топливо станет дополнительным фактором для загрязнения окружающей среды в регионе», – уверен Козенков.
По мнению активистки общественной кампании «Поморье – не помойка!» Дарьи Порядиной, создание новых полигонов – тупиковое направление сферы обращения с отходами.
«89-й федеральный закон об отходах расставил приоритеты в вопросе обращения с отходами. Захоронение и сжигание отходов является наименее привлекательным направлением. Но на практике региональные операторы и власти игнорируют это требование», – считает активистка.
Неприкрытая опасность
По мнению эколога Нины Ананиной, руководителя организации «Экологи Коми», создавать новые полигоны имеет смысл только при наличии работающей системы раздельного сбора отходов (РСО):
«Без органической составляющей «хвосты» инертны, то есть не текут, не выделяют свалочный газ. В этом случае полигоны становятся фактически кладовкой для фракций, которые тоже когда-нибудь начнут перерабатывать», – считает Ананина.
Эколог убеждена, что сортировка непосредственно на полигоне несет пользу только тогда, если туда привозят уже первично отсортированное жителями. В противном случае строительство новых объектов несет опасность. Сейчас РСО в Архангельской области, как отмечает эксперт, сведен к немногочисленным акциям, проводимым экоактивистами. А привычные баки для вторсырья для населения исчезли с улиц из-за начала реформы.
«Из-за этого органическая часть отходов не отделяется, поэтому новые полигоны станут просто официально разрешенной свалкой», – заявила Ананина.
Негативные последствия кроются и в создаваемом на новых объектах топливе. На это указывает Дарья Порядина. По ее мнению, для нормальной работы планируемых объектов нужна бесперебойная поставка сырья.
«Это производство будет испытывать постоянную потребность в сырье, а именно в ТКО. Вполне возможно, что Архангельская область с ее немногочисленным населением не будет покрывать производственные мощности новых заводов. Высока вероятность привоза на территорию области под видом поставки сырья на данные заводы отходов из других регионов», – уверена Порядина.
Политолог Андрей Чураков утверждает, что строительство новых полигонов может стать источником новых протестов в регионе. После истории с Шиесом, по мнению эксперта, к реализации реформы обращения с ТКО в Архангельской области приковано общественное внимание.
«Исходя из понимания этого обстоятельства региональная власть и должна строить свою работу. И принимать стратегические решения в данной сфере. Ничего сложного тут нет – нужно выполнять свою работу добросовестно и открывать информацию для заинтересованных граждан. Однако на практике мы не видим ни первого, ни второго», – уверен Чураков.
РСО, хоть минимально существовавший в архангельской агломерации, по мнению политолога, уничтожен. Вопрос с ликвидацией незаконных и выработавших свой ресурс полигонов не решен. А правительство региона «вдруг озаботилось мусоросортировочными комплексами».
«Объяснение, видимо, как обычно надо искать в сфере финансов или, если еще точнее, «откатов». И как следствие, мне думается, власть получит вместо планируемых комплексов три маленьких «Шиеса». А может, и немаленьких...», – предполагает эксперт.
Альтернатива есть
По убеждению Андрея Чуракова, наиболее эффективный результат обращения с отходами может быть достигнут только с РСО. Все другие варианты, как отмечает политолог, дают результаты на порядок ниже.
«Раскладывать мусор в отдельные контейнеры выгоднее и удобнее, чем разделять на фракции сваленный в одну кучу мусор. Для понимания этого не требуется даже специального образования. Это очевидно любому здравомыслящему человеку. Но логика чиновников построена на других принципах. Им проще работать с бюджетом и подконтрольными бизнес-структурами, нежели взаимодействовать с населением», – отмечает Чураков.
Уже сейчас в социальных сетях возникает новый шквал недовольства жителей региона планами чиновников. Сумеет ли власть выстроить диалог с населением и найти компромиссные варианты, покажет время.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева, инфографика ФедералПресс