Анонсированная в начале ноября сделка по продаже Сбербанком своих дочерних банков в Восточной Европе привлекла внимание своей невысокой ценой. Финансовые организации с суммарными активами в 7,33 млрд евро оценили всего в 500 млн евро. Как удалось выяснить «ФедералПресс», покупателя, сербский холдинг МК Group миллиардера Миодрага Костича, связывают с российским банком давние деловые отношения.
«Мы рады тому, что нашли эту пакетную сделку, она долго готовилась. Мы рассматривали очень много потенциальных покупателей. Мы видим, что такая сделка значительно более выгодна финансово и мы сэкономим значительно больше времени, нежели продажа наших активов в разных странах по отдельности», — заявил президент Сбербанка Герман Греф на пресс-конференции 9 ноября.
Решение о выходе из восточноевропейских активов Греф мотивировал влиянием санкций, отметив, что до 2015 года Сбербанк имел «совершенно другие планы по развитию Европы».
О подписании соглашения о продаже принадлежащих Sberbank Europe AG (100 %-ая «дочка» Сбербанка) банков в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Сербии, Венгрии и Словении стало известно 3 ноября. Покупателем выступила группа компаний, входящих в банковский дивизион сербского холдинга MK Group – Agri Europe Cyprus Limited, AIK Banka a.d. Beograd и Gorenjska Banka d.d., Kranj. По состоянию на конец 2020 года филиальная сеть продаваемых банков насчитывала 162 точки с примерно 600 тыс. клиентов. Их общие активы оцениваются в 7,33 млрд, при этом для продажи они оценены примерно в 500 млн евро.
Неслучайные связи
Между тем, как удалось выяснить «ФедералПресс», MK Group лишь с большой натяжкой можно назвать обычным покупателем. Ее и Сбербанк связывают между собой давние деловые отношения и даже общее руководство. Так, финансовый директор сербского холдинга Душан Радичевич одновременно занимает пост в совете директоров Sberbank Serbia. Предыдущее место работы Душана Радичевича – директор отдела по работе с корпоративными клиентами сербского Сбербанка. «Сберовский» бэкграунд имеют и другие топ-менеджеры MK Group, например, директор по персоналу Зорица Тодорович и ее заместитель Татьяна Велашевич.
На сайте представительства Торгово-промышленной палаты России в Сербии и Черногории удалось найти сведения о встрече президента Sberbank Serbia Валерия Овсянникова (занимал этот пост в 2013–2016 годах) с президентом Торгово-промышленной палаты Сербии Желько Сертичем. В ней принимал участие и Душан Радичевич, на тот момент работавший в банке.
«У нас на сербском рынке есть амбициозные планы по поддержке торговых операций между двумя странами. В 2012 году мы поддержали экспорт сербских товаров (агропромышленный сектор) в Россию и продолжим оказывать систематическую поддержку экспортерам и импортерам в Сербии, работающим с Россией», – приводятся в сообщении слова Валерия Овсянникова.
Торговля сельскохозяйственной продукцией – основной вид деятельности MK Group, начинавшейся с трех сахарных заводов в Сербии. Группа контролирует четверть общего экспорта сельскохозяйственной продукции Сербии и является одним из крупнейших сельхозпроизводителей в регионе. Годовой товарооборот аграрного подразделения холдинга, MK Agri составляет 2,9 млн тонн, а общий объем экспорта – 300 млн евро в год. Сложно предположить, что такая мощная структура выпала из поля зрения Сбербанка. Это подтверждает и имеющаяся в сети информация о нескольких счетах, которые MK Group имела в Sberbank Serbia (последнее упоминание датировано 2018 годом).
С Кипра выдачи нет
Кроме сельскохозяйственного бизнеса, в состав группы входят MK Tourism, владеющий 15 отелями, аэропортом Порторож и полями для гольфа, и финансовый дивизион MK Finance с совокупными активами 4,1 млрд евро.
Центром банковского бизнеса Миодрага Костича является уже упоминавшаяся кипрская Agri Europe Cyprus Limited. Фирма была основана в 2011 году, в 2013 ее миноритарным акционером стал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), предоставивший структурам Костича финансирование в размере 50 млн евро. Но уже в 2017 миллиардер выкупил пакет ЕБРР.
До недавних пор офшор был головной компаний всего холдинга, однако в 2019 году было принято решение о реорганизации, в ходе которой финансовые структуры были выделены в отдельное подразделение. Согласно отчетности за 2020 год, в состав группы, кроме AIK Banka и Gorenjska Banka, входили также Nord Agri N.V. (Нидерланды), M&V Investments a.d. (Сербия) и GB Leasing d.o.o (Словения). Та же отчетность называет единственным владельцем Agri Europe Cyprus Limited Миодрага Костича, который контролирует ее через принадлежащую ему швейцарскую фирму Agri Holding AG.
Примечательно, что в июле у фирмы сменился руководитель, которым стал некий Седрик Монни. К этому времени переговоры о продаже восточноевропейских активов Сбербанка, судя по всему, уже шли вовсю – сербское издание Danas еще в июне сообщило, что претендентом на них выступают структуры MK Group, руководство которых неоднократно заявляло о планах расширения бизнеса.
Интерес к банковскому бизнесу, в том числе и в России Миоград Костич проявляет уже давно. Например, MK Group, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», была акционером небольшого российского банка «ЕвроАксис», занимавшегося кредитованием компаний в Сербии и Македонии (в 2016 году он был признан банкротом).
Вдалеке, но под контролем
Продажа Сбербанком европейских активов структурам Миограда Костича вполне могла проводиться с целью вывода их из-под санкций США и Европейского Союза. По крайней мере, солидный сербский бизнесмен, занимающийся сельскохозяйственным и банковским бизнесом, имеющий сотрудников, так или иначе связанных со Сбербанком (возможно, еще и кредитовавшийся в нем), прекрасно подходит на роль ангела-хранителя. Эксперты подобную версию начисто не отметают.
«Наверняка у Сбербанка есть стратегия защиты активов от санкций и вполне вероятно, что эта сделка – этап этой стратегии. Но есть еще один момент. Сбербанк покупал банки в Европе в рамках предыдущей стратегии, которая предполагала, что он станет игроком мирового уровня. После 2014 года эта стратегия устарела. Запад стал вводить санкции и стало понятно, что он не допустит, чтобы Сбербанк стал транснациональной корпорацией», – отметил Андрей Верников, руководитель департамента инвестиционного анализа и обучения компании «Универ Капитал».
По его словам, банки в Европе превратились для Сбербанка в балласт. Плюс он поменял стратегию и развивает экосистему – для нее европейские активы не нужны.
«Трудности с зарубежной экспансией банковского бизнеса, в том числе, ввиду геополитической ситуации, конечно, присутствовали», – высказал сходную точку зрения Альберт Короев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций».
Источник в банковской сфере прямо допустил возможность перехода «дочек» Сбербанка к Миограду Костичу с целью их защиты от санкций.
«Продажа Сбербанком нескольких «дочек» может носить фиктивный характер. Он ведь находится под санкциями США и Европейского и в подобных условиях ему может быть выгодно вывести из-под них свои зарубежные активы, передав их партнеру, который не вызовет подозрений. После завершения сделки они будут формально полностью независимы от Сбербанка, и к ним не может быть применено никаких санкций со стороны европейских или американских регуляторов, – сказал он. – Одновременно бывшие «дочки» Сбербанка могут продолжить реализовывать его программы для клиентов или выступать в качестве корреспондирующих банков – это не будет служить основанием для санкций против них».
В Сбербанке на запрос «ФедералПресс» не ответили.
Фото:ФедералПресс / Виктор Вытольский
РИА «ФедералПресс»: лучшее за год