Политика
  1. Политика
Политика
Республика Крым
0

«Большая перемена»: как в «Артеке» взращивают новое поколение россиян

Сергей Кириенко с участниками Большой перемены
«Большая перемена» продолжится после суперфинала в школах, на сайтах и других молодежных площадках

Суперфинал всероссийского конкурса «Большая перемена» состоялся в лагере «Артек». Однако при проверке выясняется, что это больше, чем конкурс. Это изменение подхода к образованию, прямая связь с властью и подготовка нового поколения россиян, которые не видят преград и ставят амбициозные цели.

Уже второй год на базе платформы «Россия – страна возможностей» проводится конкурс «Большая перемена». Аналог «Лидеров России» и «Конкурса политологов», только для школьников средних и старших классов. Ученики из всех субъектов, словно взрослые менеджеры, работают в проектных командах и решают совсем не детские проблемы.

Не детские здесь и премии, гранты на самореализацию участников. Победители среди учеников 11-х классов получат по миллиону рублей на образование, а ученики 9–10-х классов – по 200 тысяч рублей. И, можно смело утверждать, цели, на которые они потратят средства, опять же, далеки от, казалось бы, типичных детских мечтаний.

Безрамочное поколение

На самом деле «Большая перемена» – это не 600 финалистов, это 2,5 миллиона школьников и студентов колледжей из разных регионов России. Молодежь, которая выросла в новых условиях, без каких-либо барьеров из советского прошлого и с духом свободы и открытости современной России. Часть из них уже думает не просто о сиюминутной радости, а о том, что его и миллионы таких же, как он, ждет в будущем. И «Большая перемена» это как раз доказывает.

На протяжении всего суперфинала участников объединяли в команды «авторов перемен» и направляли на решение кейсовых заданий по четырем различным направлениям: искусство и творчество, образовательные технологии, среда обитания, а также общество. В каждом из этих блоков школьники предлагали свои проекты, как можно было бы решить ту или иную существующую проблему.

Спрашиваю участников одной из команд про детали проекта, однако ответа от них так просто не получаю. Все дело в том, что они хотят первыми предложить свои наработки одной из компаний – спонсоров конкурса и тщательно избегают утечки информации.

Это не просто слова: управленцы корпораций, эксперты, федеральные чиновники лично знакомятся с проектами, дают советы, как их улучшить, представить, чтобы получить поддержку на реализацию. Среди тех, кто ознакомился с частью проектов учеников, – первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко.

  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»
  • 600 школьников стали финалистами «Большой перемены»

«Предложения, о которых они говорят, очень серьезные. Я не раз наблюдаю, как они взрослых экспертов ставят в тупик своим серьезным анализом и подходом. Очень талантливые ребята. Радует, что они настроены на самореализацию и готовы брать на себя ответственность, готовы действовать. Они намерены не только брать, они готовы отдавать. Они сами создали проект «Дай пять», который построен на помощи учеников старших классов младшеклассникам», – поделился наблюдениями Сергей Кириенко.

Серьезность проектов проявляется не только в амбициозности и масштабности, но и в темах, которые поднимают подростки. Это вопросы доступной среды, профессиональной ориентации, а также помощи уязвимым категориям населения. Перестановки внутри команд, возможность попробовать себя в различных направлениях отчасти решают вопрос определения для подростков, кем быть дальше. Это в свою очередь позволяет быстрее определиться с будущим и успешнее самореализоваться. Об этом рассказала глава Росмолодежи Ксения Разуваева.

«Большая перемена» дает возможность выбора, возможность попробовать себя в разных компетенциях. Разных не только с точки зрения выбора профессии, сколько вообще образа жизни. Конкурс позволяет в максимально раннем возрасте сделать какой-то выбор по жизни. Чем раньше мы определяемся, тем больше шансов быть успешным и реализованным в жизни», – делится одной из задач конкурса собеседница.

Также она отметила, что в этом году впервые у разработчиков проектов появилась возможность их лично реализовать в дальнейшем благодаря грантовому конкурсу. Кстати, это предложение озвучили в прошлом году сами школьники. Важное условие– чтобы проекты реализовывались в команде вместе с наставниками.

«Очень приветствуется, когда проект реализуется вместе с наставниками, учителями, родителями. Сейчас в движении порядка 123 тысяч учителей-наставников участвуют. Это одна из таких отличительных особенностей этого года, что много мероприятий было посвящено сближению поколений. Все это превращает конкурс в полноценное сообщество», – рассказывает Ксения Разуваева.

«Конвейерное производство образованных людей не всех устраивает»

Лейтмотивом «Большой перемены» стала потребность в трансформации школы. Об этом говорили как приглашенные эксперты, так и сами участники. В частности, многие школьники отмечают значительный разрыв между учениками и учителями. Недопонимание, культурный разрыв, отсутствие общих тем – все это, по словам детей, приводит к проблемам в образовательной программе. Также зачастую педагоги старой формации не могут адаптироваться к новым требованиям и предметам, делятся своими проблемами школьники.

«У нас в лицее есть предмет «Проектирование». Мне оно нравится, так как позволяет раскрыть свои возможности, увидеть что-то новое в старых вещах, оно сближает и формирует круг единомышленников. Однако на нем мы не работаем, а просто отдыхаем, так как учитель не может объяснить детям плюсы от предмета», – поделился своей проблемой со спикерами один из участников, после чего его поддержали и другие.

Признает отставание в школьной системе и главный редактор журнала EdExpert Денис Кравченко. По его словам, вокруг стремительно меняются все процессы, все ускоряется, однако школа замерла в прошлом.

«Все процессы ускоряются, много чего поменялось, а школа все та же самая: со звонками, с оценками. Все, что мы любим. Конвейерное производство образованных людей не всех устраивает. Общество хочет чего-то другого», – рассказал в ходе пленарной дискуссии Денис Кравченко.

Эту проблему «Большая перемена» планирует решить изменением роли учеников в образовательном процессе: из пассивных наблюдателей подростки превращаются в активных акторов. По крайней мере, об этом свидетельствуют предложения, озвученные на конкурсе. В планах– создание специального помещения для участников всероссийского конкурса «Большая перемена» во всех ремонтируемых и новых школах.

«В техническое задание при капитальном ремонте каждой школы, в обязательное техническое задание при строительстве новых школ будет закладываться создание отдельного пространства для сообщества, клубов «Большой перемены», – рассказал первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко, отмечая, что руководить пространством будут школьники.

После «перемены»

Как говорят организаторы конкурса, «Большая перемена» – это уже больше, чем конкурс. Команды подростков сохраняются и работают в регионах, участники из разных субъектов продолжают поддерживать связь и общаться в рамках других площадок, в том числе и «России – страны возможностей».

Работа с участниками тоже не прекращается. Как рассказал Сергей Кириенко, сами подростки не хотят, чтобы образовательный процесс разрывался, предлагают создание новых проектов для студентов, а также школьников, которые хотят продолжить развитие после конкурса.

«Ребята вставали и говорили, что конкурс заканчивается, а они хотят, чтобы мы помогли создать дополнительную образовательную программу, которая восполнит пробелы, выявленные в ходе «Большой перемены», чтобы лучше подготовиться к новому сезону. А сейчас у нас присутствуют выпускники «Большой перемены», которые предложили создать клубы«Большой перемены» в вузах, где они сами захотят», – рассказал журналистам о запросах молодежи Кириенко, и отметил инициативность молодежи.

Конечно же, победителей ждет и дальнейшее развитие, решение личных проблем, которые мешали двигаться, благодаря выигранным деньгам. Триста одиннадцатиклассников получили по миллиону рублей на образование и дополнительные баллы для поступления в вуз. Триста учеников 9–10 классов – по 200 тысяч рублей, которые они также смогут направить на саморазвитие и образование. Еще 30 лучших школ «Большой перемены» получат по 2 миллиона рублей на развитие образовательной среды, причем решение, куда потратить деньги, администрация будет принимать совместно с учениками.

Фото: пресс-служба «Большой перемены»

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Теги
молодежь
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments