Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Жительница Новосибирска открыла приют для лошадей: «Их хотели пустить на колбасу»

приют для коней
Лошади живут в своих отдельных загонах в конюшне

Сибирячка Татьяна Шелистова организовала единственный за Уралом приют для ставших ненужными лошадей. Сейчас на ее попечении 21 животное. Помимо этого женщина приютила кошек и собак, а также коз и баранов. О том, как Татьяне удается содержать приют и не падать духом, – в интервью «ФедералПресс».

Шла как цыганка – без денег с конями

Кудряшевский конный клуб-приют для лошадей «Верю в жизнь» – необычное место, расположенное в поселке Приобском под Новосибирском. Там вот уже на протяжении 14 лет Татьяна Шелистова пристраивает лошадей. Их сегодня 21. В стенах приюта рождаются новые животные, уживаются кошки, собаки, козы и овцы. Кого-то из них женщина спасла из-под ножа, кого-то предали и выбросили на улицу, некоторые получили травмы и оказались «не у дел». Все животные хорошо ладят между собой. По мнению владелицы приюта, они чувствуют, что из одного теста, а потому поддерживают друг друга.

Татьяна, с чего все началось?

— С детства люблю все живое, природу. Мои родители далеки от этого всего, так что, видимо я в бабушку. Мне даже на даче муравейник разрушить жалко, потому что муравьи тоже живые существа, которые чувствуют боль. Ходила в кружок юного натуралиста, помогала в зоопарке зоотехнику. В 1992 году, когда мне было 12 лет, я занималась на ипподроме верховой ездой и постепенно пришла к выводу, что там потребительское к лошадям отношение. Я же к ним относилась всегда духовно. Как-то пришла домой с занятий со слезами на глазах и заявила маме, что когда-нибудь построю свою конюшню и буду спасать лошадей. К этому и шла всю жизнь.

Первых спасла в 2006 году. До этого три года работала в конюшне, которая затем закрылась. Во время закрытия бывший владелец сказал, что «эти старые клячи» ему не нужны, и решил продать оставшихся пятерых лошадей на мясо. Я начала слезно умолять оставить их мне. Денег при этом у меня не было. Мне повезло, что я работала там, владельцы меня знали и доверяли. Дали мне месяц, чтобы найти деньги. Помню, это было 21 декабря. Я как цыганка пошла с этими лошадями просить деньги. В результате выкупила их за 33 тысячи рублей, по мясной цене. Решила, что хочу открыть приют. Опыт работы с животными уже был, поэтому четко знала, чего хочу и как нужно сделать.

Я обратилась к действующему тогда главе сельсовета, показала ему план-проект, попросила денег в долг. Он пошел навстречу, выделил деньги и помог реализовать задуманное. Для содержания приюта нам свою личную территорию предоставил местный житель, Антон Карелин, за что ему до сих пор благодарна. Раньше тут было заброшенное овощехранилище, в итоге мою идею поддержали, и мы тут построили конюшню.

Кто живет в приюте?

— Сейчас у нас на содержании 21 лошадь. Среди них есть те, кто был в большом спорте, но получил травму и оказался профнепригодным. Есть лошади, которых хотели пустить на мясо. А еще есть мул, который родился уже здесь, в стенах приюта. Мы назвали новорожденную Октавией – с древнегреческого «посланная Богом». Мы ее не ждали. У нас живет осел Василий. Однажды он загрустил, и мы подселили к нему пони. Мы были в курсе, что ослы и пони не могут давать совместного потомства из-за несхожей генетики. Но, на удивление, беременность наступила. Оказалось, что в пони текли крови лошади.

Также на территории приюта живет 16 кошек, 16 собак, бараны и козы. Они тоже были либо спасены от ножа, либо выброшены прежними владельцами. На них я, конечно, не специализируюсь. Это, скорее, приложение, которое я не могу бросить.

Кто ухаживает за животными?

— Работаем сами, приходят волонтеры, которых всегда не хватает, есть наемные работники.

А как проходит ваш день?

— День начинается с шести утра и длится до самого вечера. Начинаем животных поить, кормить, гулять выводить. Пока они на воздухе, убираем стойла. Раньше днем на вольный выпас их отправляли. Теперь кругом застройка, пастись негде, так что года четыре гуляют и зимой и летом на закрытой территории.

Мы с тобой одной крови

Животные ладят между собой?

— В целом они максимально дружелюбные и адекватные. Они очень любят, когда в приюте появляются новые обитатели. Встречают питомца дружно: собаки радостно виляют хвостами, лошади ржут. Мне кажется, они чувствуют, что новичков обижать нельзя. Как будто понимают, что сами были когда-то такими же.

У лошадей выстроена своя иерархия. Есть доминанты, есть те, кто подчиняется. Могут друг друга пнуть, выясняя, кто из них старший, а затем разбредаются по углам. Ночуют лошади в конюшне, каждая в своей отдельной комнате. Днем в основном проводят время на свежем воздухе. В одной леваде содержатся кобылы, в другой жеребята, в третей – доминанты.

Как вы находите своих подопечных?

— Специально никого не ищу, мне звонят люди и рассказывают о проблеме. Так, например, у нас живет собака Лана. Она чистопородная овчарка. Бывший владелец решил ее усыпить, хотя она совершенно здорова. У животного нет никаких проблем. Красавицу Любашу, голубоглазую лошадь, хотели пустить на мясо, мы ее спасли.

Также у нас живет ласковый мерин Юра. Он жил в другом конном клубе и во время занятий получил травму – трещину в ноге. Врачи сделали ему экспериментальную операцию, установили в ногу спицу и металлическую пластину. Операция прошла успешно, но одна нога у Юры стала короче остальных. Из-за этого конь не мог больше бегать и прыгать, и его решили отправить на убой. Нам сообщили, мы собрали деньги и поехали за ним. Теперь эта добрая попрошайка живет у нас.

В целом в мясных табунах коней отравляют на мясо, кобыл используют для воспроизводства потомства, а затем, выжав все соки, также сдают на убой. Таких у нас много.

А есть, кто запомнился больше всего?

— Мне их всех жалко, и каждую историю пропускаю через себя. Но история с лошадью Искоркой поражает больше всего. Она травмировалась в сохвозе, где находилась на выпасе. Сначала ей надорвали дыхательную систему из-за неправильного содержания и использования в работе, а потом она в полях сломала ногу со смещением кости. Ответственные лица скрыли это от хозяина, не лечили ее.

Лошадь оказалась в положении, у нее произошел выкидыш. Перелом не заживал, так как его не лечили, из-за чего развились сопутствующие заболевания. С переломами истощенная лошадь поступила в приют. Несмотря на то, что она была безнадежна, хозяин не бросил, хотя даже я считала, что ситуацию уже не спасти. В итоге владелец привез лошадь к нам и всегда заботился о ней.

К сожалению, не все люди такие. Заболевание у Искорки удалось загасить, оно не прогрессирует, но лошадь пожизненно на особом диетическом питании. Если она будет поправляться, ее покалеченная нога просто не выдержит собственного веса. А еще на ней нельзя катать даже детей.

Без добрых людей не справиться

Какие трудности встречаются на вашем пути?

— Если честно, сложно все. Не раз была в тупике. Мне их всех жалко. Муж часто говорит мне, что я больная, что мне нужно больше думать о себе. Я же живу за счет мужа полностью, а каждая копейка, которую сама зарабатываю, идет на них. Ведь лошадь – это не собака. Например, сделать рентген собаке стоит 500–1000 рублей, сделать рентген лошади – семь тысяч. Бывает сложно найти деньги на прокорм и содержание, рабочих рук не хватает.

Иногда бывает обидно, что вот уже на протяжении 14 лет мы варимся тут сами по себе, а государство никак не помогает. Хотя, по сути, мы единственная подобная организация в Сибири. Иногда собираем что-то необходимое буквально всем миром, неравнодушные люди помогают. Распространяем информацию в мессенджерах, по сарафанному радио. Так с помощью добрых людей недавно нашли для лошади ингалятор.

Чем еще занимаются в приюте?

— Мы бесплатно занимаемся с детьми из малообеспеченных и многодетных семей, с ограниченными возможностями. К нам приходят на занятия ребятишки, которые живут рядом. Вообще, сейчас многие родители не знают, куда отдать детей, особенно в сельской местности. В советское время было много секций и кружков, а сейчас кажется, что кроме хоккея, футбола и гимнастики нет ничего. И стоит это немалых денег. Так что многие приводят малышню к нам.

Как лошади помогают людям и больным детям в частности?

— Лошади – это губки. Они лечат людей. Не зря многие знаменитости и политики держат этих животных и занимаются верховой ездой. Лошадь хорошо помогает человеку психологически. Если к ней прийти нервным и усталым, обнять ее и поговорить, то весь негатив уйдет. В нашем клубе занимаются дети с ДЦП и аутизмом. Ребятам животные помогают общаться, быть более открытыми. У детей с ДЦП после занятий с лошадьми расслабляются мышцы, и это доказано медиками. Также они проводят время с другими обитателями приюта.

Лошади часто болеют? Какие заболевания самые распространенные?

— В целом редко, если организовать за ними должный уход. Все недуги, которые у них случаются, происходят из-за вмешательства людей. Лошадь создана в помощь человеку, чтобы таскать груз, но не создана для верховой езды. Но людям на это наплевать. Сильнее всего здоровье животных убивают скачки. Из-за них у животного может сорвать дыхательную систему, они могут травмировать спину или покалечить суставы, порвать сухожилия.

Это касается и лошадей деревенских. До семи лет лошадь растет и развивается и к этому возрасту достигает расцвета своих сил, а в наших деревнях животное таких лет считается уже старым и слабым. Потому что, к сожалению, любой деревенский конь к семи годам уже с сорванной спиной и нарушениями опорно-двигательного аппарата. У нас вообще лошадей могут заездить к двум годам. При этом жить они могут до 30–35 лет.

Какие у вас планы на будущее?

— В будущем мечтаем иметь собственную территорию, конечно же. А вообще, всегда есть над чем работать. Например, сейчас стремимся отремонтировать фундамент в конюшне, старый совсем прохудился. Понимаем, что это очень дорого, но надеемся на лучшее, ведь мир не без добрых людей!

Фото: ФедералПресс / Анастасия Медведева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.