Городской транспорт республики с сегодняшнего дня стал недоступен для непривитых жителей. С 22 ноября власти ввели в автобусах, трамваях и метро режим QR-кодов – и с первого же дня он вызвал в ряде крупных городов транспортный коллапс. Некоторые антиваксеры пытались прорываться в транспорт силой, другие – пересели на такси и каршеринг. О том, как Татарстан пережил этот день и какие тенденции уже отметили эксперты относительно этой меры – в материале «ФедералПресс»
Битвы за проезд
С самого раннего утра Татарстан бурлит – за новостями следили не все, и для многих жителей режим QR-кодов в транспорте стал сюрпризом. Не самым приятным, конечно, потому что без кода татарстанцев теперь пускают только в такси, машины каршеринга и междугородние автобусы.
Пожилым гражданам еще и отключили транспортные карты – без QR-кода в транспорт не пускают и их. Заветный пропуск в маршрутку могут получить те, кто сделал прививку от коронавируса, переболел ковидом в течение последних 6 месяцев или же имеет официальный медотвод.
«Я аллергик, поэтому прививку делать боюсь – может случиться отек. На работу я езжу с тремя пересадками. Теперь, без QR-кода, придется добираться на велосипеде – иного выхода я не вижу», – рассказала жительница Казани журналистам «ФедералПресс».
«Я сейчас домой пойду. А как я поеду? На такси за 500 рублей до центра? Это тысяча в день только на проезд выходит. Завтра будем решать, работодатель мой в курсе», – сообщил один из высаженных пассажиров телеграм-каналу «В Татарстане Поймут».
Проверять сертификаты теперь обязаны сами перевозчики, а также кассиры, продающие билеты на пригородный транспорт. Власти пообещали, что с контролем кондукторам помогут сотрудники транспортного комитета. Также власти пообещали, что «транспортную ситуацию будут ежедневно контролировать, чтобы избежать конфликтов» – но избежать их уже не получилось.
Так, в казанском автобусе № 31 недалеко от метро Альметьево конфликт между пассажиром и кондуктором привел к драке с применением перцового баллона. Мужчина отказался выходить из салона после просьбы о документах, затем якобы получил несколько ударов от кондуктора, после чего применил спрей. Разбираться в ситуации пришел водитель транспорта.
«Если честно, мне этот QR-код вообще не нужен! Я просто хочу отвезти всех до работы. Но ты зачем брызгаешь перцовкой?! Ты уже себе статью сделал. Кондуктор на рабочем месте, ты не имеешь права», – приводит слова водителя этого автобуса телеграм-канал «ВТатарстанеПоймут».
Антиваксер же утверждал, что кондуктор его бил, и перец пришлось применить для самообороны. Теперь в том, кто прав, а кто виноват, будет разбираться полиция.
Также оказалось, что один антипрививочник способен остановить целую трамвайную линию. В городе Серове мужчина отказался и QR-код показать, и из салона выходить – пришлось стоять и ждать, пока приедет вызванная им полиция. Стражи порядка на сторону гражданина, конечно, не встали.
В соцсетях жители Казани пишут, что в метро пробраться без кода совершенно невозможно – множество людей завернули при входе на станции.
Должно ли это так работать?
Количество сообщений о скандалах, драках и конфликтах в татарстанском транспорте наводит многих авторов на мысль о том, что мера была плохо подготовлена и все должно было выглядеть иначе. Тем не менее, власти уверены, что ничего необычного или страшного в автобусах и метро не происходит.
«В Казани за первую половину дня не пустили в общественный транспорт 1516 человек без QR-кодов – то есть одного из 500 пассажиров. Проверка QR-кодов не повлияла на работу общественного транспорта Казани», – сообщили журналистам в столичной мэрии.
Похожийответ мы получили от Министерства транспорта Татарстана.
«Скорость посадки не снизилась. Незначительное снижение пассажиропотока на межмуниципальных перевозках наблюдается – более конкретные цифры позже», – сообщили журналистам «ФедералПресс» в правительстве РТ.
Вероятно, для того, чтобы скорость посадки и дальше не снижалась, власти Набережных Челнов отправили на помощь перевозчикам шесть бригад контролеров, состоящих из полицейских.
«К сожалению, случаи, когда при себе у пассажиров не оказываются QR-коды, есть. В дальнейшем будет проверка сотрудниками полиции, поэтому рекомендуем, чтобы сертификат о вакцинации был», – прокомментировал новую меру начальник отдела транспорта и связи администрации Челнов Максим Парамонов.
Альтернатива QR-автобусам
Татарстанцы уже начинают придумывать низовые меры и объединяться для того, чтобы обойти новые запреты. Водители Казани создали специальный чат, где договариваются с пассажирами о поездках. Выглядит это как примитивный «Блаблакар» в рамках одного города.
Проблемы начались и с такси – операторы не упустили возможности заработать на непривитых татарстанцах и подняли цены почти вдвое. По информации издания «ZNAK», цены на «Эконом» сегодня вообще не были ниже 200 рублей, а в среднем поездка стоит от 300 до 600. Жителей такая меркантильность, конечно, возмутила.
В пресс-службе «Яндекс Такси» журналистам «ФедералПресс» отказались давать оперативный ответ на запрос о ценообразовании. При этом министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Фарит Ханифов сегодня предложил непривитым жителям в качестве альтернативы недоступным для них автобусам использовать именно такси. Такое заявление чиновник сделал во время прямого эфира в Instagram.
Тем временем Ассоциация автотранспортных предприятий Казани уже опубликовала коллективную просьбу к татарстанским властям об отмене штрафов за нарушение новых ограничительных мер. Сейчас из-за одного посаженного в салон и при этом непривитого пассажира перевозчик может лишиться 500 тысяч рублей. При таких условиях, говорят члены ассоциации, проще вообще не возить людей и прекратить свою деятельность.
Фото: Федерал Пресс / Евгений Поторочин, Britta Pedersen / dpa / globallookpress.com, скриншоты: Как в Волгу глядели / Telegram.com,СГ / Vk.com