Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

Не хочешь – заставим: ГИС ЖКХ накачивают пользователями перед приватизацией

Диспетчерская
Правительство хочет создать на базе ГИС ЖКХ единую цифровую платформу

Работников бюджетной сферы в Подмосковье массово заставляют регистрироваться в государственной информационной системе жилищно-коммунального комплекса. Неофициальное распоряжение об этом появилось вскоре после подписания постановления правительства о приватизации ГИС ЖКХ и передаче ее под управление Почты России и «Интер РАО». По словам юристов, подобное требование противозаконно.

Руководители подмосковных бюджетных учреждений требуют от сотрудников регистрироваться в ГИС ЖКХ, «ФедералПресс» рассказали сразу несколько работников сферы образования и здравоохранения региона. «Нас попросили. Но под отчет», – уточняет одна из них. В качестве подтверждения требуется выслать скриншот личного кабинета в системе. При этом никаких официальных распоряжений представлено не было.

Кто был инициатором «добровольно-принудительной» подписной компании, наши собеседники не знают. «Конечно, заведующая не сама это придумала, ее обязали из администрации. А откуда позвонили туда, нам не говорят», – отмечает еще одна бюджетница. Она предположила, что в дальнейшем их могут обязать пользоваться ГИС ЖКХ для оплаты счетов и других связанных с жилищно-коммунальной сферой услуг.

ГИС ЖКХ существует с 2016 года. Уже сейчас в ней доступны такие услуги, как оплата счетов за ЖКХ, ввод и проверка показаний приборов учета, контроль за работами по дому, проводимыми управляющими компаниями, направление обращений и жалоб в органы власти, участие в совместных электронных голосованиях и общение с соседями на форуме. Зарегистрированные пользователи получают доступ в личный кабинет. Для регистрации необходимо иметь учетную запись на Госуслугах. Однако о сих пор присоединение к системе было исключительно добровольным.

В июле 2021 года правительство утвердило «План мероприятий по переходу к целевой модели эксплуатации и развития государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства», которым предусмотрено формирование на базе ГИС ЖКХ «единой цифровой платформы учета данных о жилищно-коммунальном хозяйстве». В конце октября появилось постановление правительства о приватизации ГИС ЖКХ с последующей передачей в уставный капитал Почты России.

Предполагается, что полноценно система заработает с начала 2022 года. Как заявлял в июле глава Минстроя Ирек Файзуллин, она должны будет «связать в единый комплекс все управляющие и ресурсоснабжающие организации». Функции оператора ГИС ЖКХ будет исполнять АО «Оператор информационной системы», совместное предприятие Почты России и «Интер РАО».

«Интер РАО» и Почта России разрабатывают поэтапный план дальнейшей трансформации ГИС ЖКХ, включая конкретные показатели, цели и задачи по ее развитию и эксплуатации. В частности, в системе появятся аналитические инструменты, с помощью которых пользователи смогут проверять корректность начислений за ЖКУ, и другие полезные сервисы. Кроме того, чтобы эффективно наполнять ГИС ЖКХ данными, ведётся работа, направленная на обеспечение автоматического обмена информацией с другими федеральными государственными системами, включая единый государственный реестр недвижимости и ГИС миграционного и регистрационного учета. Также для успешного развития системы предполагается разработка изменений в законодательство, в частности, о предоставлении органам государственного жилищного надзора права инициировать проведение проверок на основе содержащихся в ГИС ЖКХ данных», – рассказал «ФедералПресс» пресс-секретарь «Интер РАО» Николай Горелов.

«Я не вижу никаких оснований для обязательности подключения к этой системе. Любая «принудиловка» по определению незаконна, будь то привязка к определенному банку или выдача денег только по определенной карте. У нас нет ни одной нормы, которая обязывала человека делать это только потому, что он находится на государственной службе или работает в бюджетной сфере», – говорит судебный юрист Денис Ульянов.

В то же время практика, когда работодатели – как государственные, так и частные – заставляют подчиненных пользоваться определенными сервисами, широко распространена. «Еще несколько лет назад сотрудников Почты России обязали пользоваться услугами Почта-банка. Причем на качество этих услуг мне жаловались сами почтовики», – привел Ульянов пример из своей практики

В принципе, любые подобного рода распоряжения могут быть успешно оспорены в суде. Но идти ли на конфликт в подобной ситуации – решает только сам человек, которого это коснулось, отмечает юрист.

Фото:ФедералПресс / Елена Мицих

Сюжет по этой теме
1 декабря 2021, 15:04

2022 год: главные изменения

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.