Top.Mail.Ru
Общество
Новосибирская область
0

Почему происходят конфликты между школой и родителями: мнение психотерапевта

школа
Родители и учителя не могут прийти к одному мнению

Новосибирск вновь привлек внимание страны школьными конфликтами. На этот раз инцидент произошел между учительницей и учеником – женщина ударила ребенка-инвалида. Конфликт поделил жителей столицы Сибири на два лагеря: одни убеждены, что таким педагогам не место в учебных заведениях, другие – что современные родители чересчур опекают своих чад и многое им позволяют. Корреспондент «ФедералПресс» пообщался с врачом-психотерапевтом Мариной Маркатун и выяснил, что делать в современном обществе, чтобы избежать подобных ситуаций.

Нужно менять систему

В начале декабря в одной из коррекционных школ Новосибирской области учительница ударила глухого ученика за баловство. Министерство образования инициировало по данному факту проверку. По словам одноклассников, 13-летний мальчик слышит только с аппаратом и общается жестами. На уроке он заигрался с другими ребятами. Дети начали кидаться кусочками мела. Это вывело из себя учителя. Педагог ударила мальчика по спине. Школьник рассказал о произошедшем родителям. В больнице у него диагностировали ушиб мягких тканей спины. Родители сообщили о случившемся в полицию.

Это не первый эпизод как в стране, так и в Новосибирске. Почему возникают такие конфликты и что делать родителям и педагогам, чтобы их избежать «ФедералПресс», рассказала врач-психотерапевт Марина Маркатун.

Почему в современных школах случаются конфликты между учителями и детьми, несмотря на то, что раньше педагог был более недосягаем и закрыт для школьников, а сейчас все-таки более приближен к детям? Ведь даже сами методики преподавания в школах предполагают более тесное взаимодействие, большую открытость и т. д.?

— Современные проблемы связаны с тем, что у детей в школе много прав, но нет обязанностей. А у учителей очень много обязанностей и фактически нет прав. Это вызвано так называемой псевдодемократизацией в нашем обществе. На самом же деле это не демократия, а отсутствие границ, норм поведения и морали. Нормы морали не появляются в представлениях человека с его рождением, они насаждаются социумом. Общество приписывает своим членам традиции и принципы, которых люди должны придерживаться, чтобы состоять в нем. Общество же следит, чтобы эти нормы морали и принципы соблюдались, а люди подчинялись им. Среди этих принципов – уважение к старшим без вопросов «а кто ты такой?», «почему, если ты старше, я должен тебя уважать?». Тогда будет субординация при взаимодействии учеников с учителями и наоборот и нормы, предписанные обществом к поведению обеих сторон. А в нашем обществе таких норм нет.

То есть современных учителей не воспринимают всерьез дети и даже сообщество родителей?

— Учителя сейчас имеют кучу обязанностей, в работе у них много бумаг, они перегружены, а общество не имеет к ним никакого уважения. Даже относительное повышение зарплаты не является компенсацией уважительного отношения к знаниям учителей и их труду. Это не прививается, соответственно, не насаждается в обществе. Люди растут сами по себе, предполагая, что учитель сейчас – совершенно не нужный элемент, потому что всю нужную информацию по желанию сейчас можно найти в интернете.

Почему зачастую современные родители во время конфликтов принимают позицию ребенка? Правильно ли это?

— Родители современных детей придерживаются таких же взглядов, как дети, потому что в основном тоже росли без норм морали. Может, какие-то ее зачатки и были в родительских семьях, но в пределах общества это не поддерживается. Родители сейчас не хотят себя нагружать, так как в обществе придерживаются принципов, что все должно быть легко, хорошо и весело, не должно доставлять проблем. И если учителя говорят родителям, что их ребенок ведет себя неправильно, последние выступают как недостаточно зрелые и воспринимают это как критику в свой адрес. Вместо того, чтобы где-то тяжело и трудно воспитывать своего ребенка, современным папам и мамам легче напасть на учителя.

Как добиться баланса? Где вообще эта грань, чтобы не навредить никому?

— У детей нет воспитания в этом плане. Они ведут себя так, как могут и как хотят, в целом достаточно распущенно. При таком поведении, особенно когда в классе таких детей треть, половина или большинство, педагогу справиться очень сложно. Особенно с детьми более старшего возраста. Они откровенно могут хамить, говорить гадости, а учителю ничего этого нельзя. У учителей нет никаких возможностей регулировать и останавливать поведение таких детей. В результате они пытаются через родителей действовать, которые сами не знают, как это остановить. И вот родители и учителя между собой бьются. Но это вопрос социальный, государственный вопрос воспитания общества, в котором мы живем. Это вопрос традиций, которые быстро не воспитываются. Мы все упустили и разрушили в свое время, началось это в 90-е и теперь все надо заново восстанавливать. Проблему, конечно, можно попытаться решить индивидуально на конкретном примере учителя и ребенка. В таком случае поможет поиск компромисса. Но в целом – это нужно решать на уровне социума, на уровне государства.

Учителям не доверяют

Многодетная мать из Новосибирска Анна Матвеева убеждена, что современные учителя не заслуживают доверия, так как не уважают детей и не стремятся их ничему научить.

«Помимо физических наказаний, некоторые учителя доставляют психологический дискомфорт детям. Унижают их, ставят себя выше. Не все преподаватели видят личность ребенка и воспринимают всерьез. Это может подломить психику и сделать ребенка слабее. Такое отношение может отразиться и на успеваемости. При этом подобные ситуации могут произойти как в раннем возрасте, когда психика только формируется, так и в подростковом. Особенно для ребенка будет шоком, если ничего подобного не происходит в его семье. Я, как мать четверых детей, могу точно сказать, что с моими детьми время от времени случается нечто подобное в школе. Они жалуются, что учителя могут унизить их и их одноклассников, из-за этого к преподавателям возникает недоверие. Например, сын говорит, что для их классного руководителя норма общаться с учениками высокомерно. Со слов моих детей, адекватных преподавателей, которые действительно интересуются своими учениками, стараются помочь и поддержать, единицы. В основном они высокомерные и хамоватые. Не понимаю, зачем такие люди вообще идут работать в школу. Мало того, что система образования сейчас такая, что детям дают минимум знаний и пользуются этим, так еще и давление оказывают. Для любого ребенка школа – фундамент, на котором базируется вся его дальнейшая учеба и карьера. А у нас этот фундамент изначально разрушают, у детей нет опоры», – считает Анна Матвеева.

Пусть учат сами

Бывший учитель-предметник одной из школ Новосибирска Наталья Устинова считает, что в современной школе нет условий для нормальной работы. Одна из причин – недопустимое поведение родителей.

«Я отработала в школе учителем русского языка и литературы около пяти лет после вуза и ушла из профессии. Потому что работать с современными детьми очень сложно, а с родителями этих детей коммуницировать вообще невозможно. Они постоянно что-то требовали, не доверяли, подозревали. Например, возмущались, если я ставила их детям плохие оценки. Можно подумать, у меня было желание просто так занижать отметки их чадам. Часто родители приходили ко мне в школу и устраивали разборки из-за оценок. И их не волновало, что ребенок получил «двойку» потому, что не выучил урок или не сделал домашнее задание. Когда я работала, сталкивалась с тем, что в любых ситуациях родители принимали сторону ребенка, даже не разобравшись. При этом уважения у этих людей к учителю точно нет – могли мне писать и звонить в час ночи с претензиями из-за успеваемости ребенка, на каникулах и выходных. И это все помимо того, что в школе и так работы хватает. Помимо предметов и классного руководства никто не отменяет бумажки, давление начальства. И вылететь ты из учреждения можешь в любой момент просто потому, что руководство во избежание проблем заступится за тех же родителей и детей в случае конфликтов. Летом 2021 года я поняла, что за пять лет я выгорела окончательно, и не вернулась в школу. Моя приятельница, учитель русского и литературы в той же школе, до сих пор говорит, что они не нашли мне замену. И это неудивительно – скоро вообще никто не пойдет в эту сферу. Не знаю, кто потом будет учить детей. Наверное, сами родители», – признается Наталья Устинова.

Ранее «ФедералПресс» писал, что школьники организовали выставку портретов героев в Москве.

Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.