Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

И себе, и людям: Россия должна стать глобальным донором поглощения парниковых газов

Леонид Федун
Вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун оценил поглощающую способность российской экономики в 2 млрд тонн к 2050 году

Будущее России в период энергоперехода – торговля углеродными сертификатами и углеводородами с полностью погашенным углеродным следом. Однако для этого потребуются значительные инвестиции – как в технологии улавливания углерода, так и в развитие природных и искусственных экосистем. Об этом в ходе презентации обзора «Перспективы развития мировой энергетики до 2050 года» заявил вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун.

«Самое большое богатство России – это ее территория, которая может служить как источником эмиссии парниковых газов, так и их мощным аккумулятором и поглотителем. Кроме того, активно развиваются и системы поглощения углерода, особенно в отраслях, которые подпадают под трансграничное углеродное регулирование, которое вводит Евросоюз. В самом оптимистичном сценарии Россия к 2050 году сможет поглощать около 2 млрд т СО2 в год, то есть не только оставаться климатически нейтральной, но и служить донором для других стран», – рассказал Федун.

Три пути

При составлении обзора были обозначены три вероятных сценария развития – «Эволюция», «Равновесие», «Трансформация». Первый из них исходит из того, что приоритет будет отдан экономическому развитию и снижению с энергетическим неравенством. Сценарий предполагает снижение парниковых выбросов в рамках уже заявленных целей и в пределах технологических возможностей. Скорость структурных изменений на энергетических рынках будет умеренной, цена за выбросы составит 50 долларов за 1 т СО2.

В сценарии «Равновесие» реализуется баланс между целями экономического развития и борьбы с изменением климата. Правительства концентрируются на удержании роста глобальной температуры ниже 2℃ и консолидируют усилия для целей устойчивого развития. Выбросы стоят 100 долларов за 1 т СО2. «Трансформация» подразумевает фокус на климатических целях, «беспрецедентный» уровень международного сотрудничества, отсутствие ограничений на финансирование климатических проектов и достижение ведущими экономиками мира углеродной нейтральности к 2050 году. Цена углерода в этом варианте – 200 долларов за 1 т СО2.

При этом, по расчетам ЛУКОЙЛа, потребление жидких углеводородов будет оставаться стабильным как минимум до 2030 года даже при развитии ситуации по третьему варианту. Затем, в связи с увеличением доли электромобилей, начнет резко снижаться потребление жидкого топлива в Европе, а после 2035 года – на таких крупных рынках, как США и Китай.

Одновременно Леонид Федун отметил несколько проблем, которые не позволят в обозримой перспективе отказаться от традиционных источников энергии. Первая – отсутствие достаточно эффективных с технологической и экономической точки зрения систем хранения энергии, которое, в частности, стало одной из главных причин сегодняшнего энергетического кризиса. По словам Леонида Федуна, из сотен стартапов, которые занимаются разработкой таких систем, ни один не имеет прорывной технологии, речь лишь об очередном усовершенствовании уже имеющихся.

Вторая – до сих пор не решен вопрос, что делать с огромным объемом аккумуляторов и солнечных батарей, который будет постепенно накапливаться. Здесь ситуация еще хуже – ни один из стартапов в Силиконовой долине разработкой подобных технологий не занимается, говорит топ-менеджер ЛУКОЙЛа. Сейчас литий или кобальт из вторсырья стоят вшестеро дороже, чем из природных материалов, поэтому переработка аккумуляторов экономически нецелесообразна. «Реальность такова, что традиционные источники энергии на обозримый период сохранят свое влияние и даже будут развиваться», – уверен Федун.

Деньги вперед

Чтобы гарантировать устойчивое энергоснабжение, необходимы инвестиции сразу в нескольких направлениях. Первое – увеличение добычи традиционных энергоносителей. «Сегодня отрасль катастрофически недоинвестирована – за последние годы инвестиции в нее сократились более чем вдвое. В то же время даже при трансформационном сценарии спрос на углеводороды не будет удовлетворяться уже существующими проектами. Если компании не будут инвестировать в нефтедобычу, мир столкнется с драматическим повышением цены на нефть», – заявил Леонид Федун. По его словам, в этом случае цена может достичь 380 долларов за баррель задолго до 2050 года.

Одновременно требуются вложения в развитие возобновляемых источников. «Отрасль уже в ближайшие десятилетия не сможет закрывать дефицит энергии», – предупредил Федун.

Наряду с вложениями в производство энергии необходимо наращивать поглощающую способность российской экономики за счет развития проектов улавливания и хранения углерода. «Важно, чтобы это были реальные проекты, а не гринвошинг», – подчеркнул Леонид Федун. В качестве примера он привел проект, который ЛУКОЙЛ реализует на Ярегском месторождении. Дымовые газы энергоцентра предполагается улавливать и закачивать обратно в пласт. Таким образом не только снижается углеродный след, но и повышается пластовое давление и нефтеотдача.

Наконец, необходимо развивать естественные и искусственные экосистемы. «Наивно полагать, что тот лес, который есть сейчас, сам по себе будет идеальным углеродным поглотителем. Необходим специальный forest management, системы управления этими процессами, выведение новых пород деревьев с повышенной поглотительной способностью, а не просто попытка пересчета поглощающей способности имеющихся лесов», – говорит Федун.

Также кратного прироста поглощающей способности ландшафта можно добиться, например, высаживая лесополосы в полях, особенно в южных регионах. Все эти меры позволят выпускать большое количество углеродных сертификатов, которые должны быть сертифицированы международными органами. В этом случае Россия сможет приступить к масштабной продаже углеводородов с полностью или частично погашенным углеродным следом.

ЛУКОЙЛ намерен занять лидирующие позиции в этой сфере. Сейчас компания производит около 2 % глобальной добычи углеводородов и стремится в будущем сохранить долю рынка, наращивая производство на 1,4–1,5 % ежегодно. «Наша задача – быть ответственным производителем нефти, газа и электроэнергии и одновременно снижать интенсивность углеродных выбросов и, по мере формирования рынка продукции с погашенным углеродным следом, быть на нем лидером», – рассказал Леонид Федун.

Фото: ЛУКОЙЛ

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.