За последнюю неделю цена СУГ на Санкт-Петербургской международной товарной бирже выросла почти на 25 % – с 22 911 до 28 487 рублей за тонну. О том, чем вызвана эта ценовая аномалия и насколько она может оказаться критичной для российских автолюбителей – в материале «ФедералПресс».
Динамика достаточно тревожная, признает управляющий партнер «Петролеум Трейдинг» Максим Дьяченко. «Однако, если вы посмотрите на длительную перспективу, вы увидите, что СУГи достаточно волатильный товар. Ни у производителей, ни у потребителей нет значительных емкостей по хранению. Поэтому у нас то перетоварка, как в декабре, то нехватка, которая приводит к резкому росту цен», – объясняет аналитик.
Сейчас, по мнению Дьяченко, можно сказать, что СУГи догоняли экспортный паритет. Для поставок в Польшу он составляет сейчас около 24 тыс. рублей, а для Украины – 32 тыс. «Примерно посередине рынок сейчас и находится, и на наш взгляд каких-то предпосылок к продолжению резкого роста нет», – говорит эксперт.
Каких-то объективных факторов для роста цен мы не видим, говорит исполнительный директор Союза производителей газомоторного оборудования Артем Данилов. Возможно, предполагает он, дело в ослаблении государственного регулирования и контроля за СУГ со стороны Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго. При этом по итогам кризиса 2021 года можно утверждать, что для газомоторной отрасли критично важна пропорция цены пропана к цене бензина на стеле АГЗС. Именно это соотношение влияет на решение собственника автомобиля о переходе на газ.
Кризисный 2021 год сильно ударил по пропановому сегменту газомоторной отрасли. По информации СПГО, в России по состоянию на ноябрь 2021 года было официально зарегистрировано всего около 30 тыс. переоборудований на пропан. Однако в конце года цена на СУГ на стеле АГЗС пошла вниз, выросло количество заказов на переоборудование автомобилей. Сработал фактор «отложенного спроса» за полгода. К тому же участники рынка исторически ожидают весеннего снижения цен на пропан. В целом в Новый год отрасль вступала с оптимистичными ожиданиями.
Официально статистика выдает нам общую цифру в 1,3 млн транспортных средств на пропане. Однако эксперты считают, что для легковых авто эта цифра занижена минимум втрое, то есть с учетом «теневого» переоборудования в стране не менее 3,5 млн транспортных средств на СУГ, рассказал Данилов.
«При этом хотел бы подчеркнуть, что сейчас говорить о каком-то новом витке топливного кризиса в газомоторной отрасли нельзя. Цена пропана на стеле АГЗС стабильна и даже несколько снижается. Идут переоборудования транспорта. Колебания биржевых котировок, конечно, нежелательны. Но мы уверены в активной позиции властей на рынке топлива, которая не позволит кризису повториться», – отмечает эксперт.
Интерес к этой теме подогреваются событиями в Казахстане. Напомним, что именно с двукратного подорожания СУГ в стране начались протесты, которые переросли в погромы и поджоги. В России подобные события также уже вызывали социальную напряженность. Неоправданный, по мнению автовладельцев, рост цены газа на Северном Кавказе, где доля газифицированных машин составляет, по разным оценкам, 20–30 %, летом прошлого года привел к серьезному недовольству. В соцсетях появились призывы бойкотировать газовые заправки. Это обеспокоило власти, врио главы региона Сергей Меликов дал поручение разобраться в ситуации. Однако цены со временем упали сами собой и протесты сошли на нет.
Продукт тот же самый, но ситуация совсем другая, уверен Максим Дьяченко из «Петролеум Трейдинг». Там несколько розничных компаний одномоментно повысили розничную цену на 100%. Причем цена не росла до этого длительное время. У нас СУГи показывали рекордный рост в течение прошлого года (в августе их цена на СПБМТСБ превышала 50 тыс. рублей за тонну), розничные цены уже существенно выше, чем в Казахстане и предпосылок для их существенного роста, превышающего инфляцию сейчас нет.
Основная причина роста оптовой стоимости СУГ на российском рынке на первой рабочей неделе января относительно конца декабря – удорожание экспортной альтернативы для продукта в результате роста его стоимости в Европе, снижения экспортной пошлины и ослабления курса рубля, говорит руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая.
Сопоставимый уровень оптовых цен на СУГ в РФ уже наблюдался в мае 2021 г., а в июне-ноябре тонна продукта стоила еще дороже: 31 800-48 700 рублей за тонну, напоминает она. Розничные цены на СУГ никак не регулируются, поэтому рост оптовых цен будет, как и в прошедшем году, с запаздыванием транслироваться в стоимость продукта для населения. Это приведет при прочих равных к снижению спроса на СУГ со стороны населения. Однако никаких критических последствий ожидать не стоит. Во-первых, наблюдаемые колебания цен значительно менее существенные, чем в Казахстане, во-вторых, в отличие от Казахстана, на российском рынке ценообразование на продукт было и остается рыночным, уверена эксперт.
Фото: ФедералПресс / Дмитрий Коптев