Цена нефти на мировом рынке в пятницу третий раз за неделю перешагнула через отметку 90 долларов за баррель. О том, какие факторы толкают котировки вверх и стоит ли уже в ближайшее время ждать взятия высоты 100 долларов за баррель – в материале «ФедералПресс».
На утренних торгах 28 января стоимость мартовского контракта на поставки нефти североморского индикативного сорта Brent очередной раз превышала 90 долларов за баррель. Котировки выше этой психологически важной отметки фиксировались и в две предыдущие торговые сессии, 26 и 27 января. Последний раз больше 90 долларов за баррель нефть стоила больше семи лет назад – 13 октября 2014 года.
На этом фоне все чаще появляются прогнозы о скором пересечении границы в 100 долларов. На прошлой неделе инвестиционный банк Morgan Stanley, последний из крупнейших банков Уолл-Стрит, выпустил аналитическую заметку, в которой предсказал достижение этой отметки в III квартале 2022 года. Ранее с аналогичными прогнозами выступил Goldman Sachs. Bank of America ожидает к середине года цену 120 долларов за баррель. Аналитики банков объясняют свои прогнозы восстановлением спроса и сокращением запасов.
Также на этой неделе вышел обзор Saxo Bank, где прямо увязывается ожидаемый рост цен на нефть и увлечение развитых стран «зеленой» повесткой. «Вероятно, рынку нефти придется столкнуться с годами недоинвестирования, когда крупные нефтяные компании потеряют интерес к большим проектам, отчасти из-за неопределенных долгосрочных перспектив спроса, но также все чаще из-за кредитных ограничений, наложенных на банки и инвесторов из-за пристального внимания к ESG и «зеленой» трансформации», – пишет глава отдела стратегий сырьевых рынков банка Оле Хансен. По его прогнозу, барьер в 100 долларов за баррель будет взят во второй половине 2022 года.
Спрос и геополитика
«Морально рынок готов к 100 долларам, ведущие инвестиционные дома активно продвигали «бычьи прогнозы», – говорит главный инвестиционный стратег БКС Максим Шеин. Основные факторы роста цены, по его словам – дефицит предложения и рост инфляции.
«Однако если цены задержатся на 110+, это начнёт негативно влиять на спрос, а это уже не в интересах ОПЕК. Так что идеальный вариант на сегодня – коридор 80–90 долларов за баррель», – предупреждает эксперт.
В первую очередь котировки толкает вверх восстановление спроса, уверен аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук:«Если мы посмотрим, то уже в прошлом году спрос довольно резко восстанавливался. Несмотря на то, что добыча тоже увеличивается не только в странах ОПЕК+, но даже в США, запасы, на размер которых рынок ориентируется в первую очередь, снижаются. За последние девять недель их объем в Америке снизился более чем на 20 млн баррелей».
Все остальные факторы – риски перебоев поставок со стороны Саудовской Аравии, политическая напряженность вокруг Украины – являются второстепенными, уверен Полищук. Это, по его словам, можно проследить по движению котировок. Когда неделю назад Управление энергетической информации США отчиталось о незначительном росте запасов (в пределах 0,5 млн баррелей), рынок просел, несмотря на то что геополитические риски в этот момент только нарастали.
ОПЕК+ свою политику в отношении добычи менять вряд ли будет, полагает аналитик.
«По сути, они уже уходят от собственных ограничений, темпы смягчения квот уже выше, чем возможности по наращиванию добычи. В США производство нефти также увеличивается, хотя возможности ее роста уже практически исчерпаны в связи с позицией президента Байдена в отношении сланцевой добычи и ограничениями со стороны банков на финансирование таких проектов. Поэтому вернуться на рекордные уровни в 13 млн баррелей американские производители вряд ли смогут. Так что, если спрос продолжит восстанавливаться, мы легко увидим 100 долларов за баррель. Тем более до этой отметки осталось всего 10 долларов, а мы видели, как котировки меняются на эту величину всего за неделю», – говорит Андрей Полищук.
«Сегодня никаких фундаментальных факторов, которые подталкивали бы нефть к таким высоким котировкам, на рынке нет. Идет увеличение спроса, при этом понятны перспективы роста добычи. Цены идут вверх прежде всего из-за геополитических факторов», – не согласен главный директор по энергетическому направлению института энергетики и финансов Алексей Громов.
К ним он относит прежде всего глобальную напряженность в треугольнике Россия – США – НАТО. Кроме того, напряженность инвесторов усиливает ситуация с провалом переговоров по иранской ядерной сделке. В начале января прошли очередные консультации, от которых многие ожидали прорыва. Однако на данный момент переговоры очевидно зашли в тупик. Поэтому в ближайшие полгода дополнительные объемы нефти из Ирана на рынке не появятся.
«Если говорить о том, при каких условиях цена на нефть пробьет потолок в 100 долларов за баррель, то это, безусловно, резкое обострение геополитической напряженности. Если это произойдет, то в моменте цены могут достичь или даже превзойти эту отметку. Но как только напряженность спадет и рынку станет понятен сценарий развития ситуации, цены обязаны скорректироваться», – уверен Громов.
Фото: Olaf Krüger / imageBROKER.com / globallookpress.com