Накануне блокировки Роскомнадзором американской соцсети Instagram* начался массовый исход российских губернаторов в Telegram. Главы регионов «тюменской матрешки» уже отчитались о создании собственных телеграм-каналов. Запрещенная соцсеть была одним из основных коммуникационных площадок губернаторов с населением, а также мощным инструментом для политического пиара. Будут ли пиар-менеджеры развивать телеграм-каналы руководителей регионов и стоит ли его осваивать – в материале «ФедералПресс».
Освоение губернаторами Telegram
Губернатор Тюменской области Александр Моор создал 11 марта свой официальный телеграм-канал (@av_moor) сразу же после сообщения Роскомнадзора о блокировке на территории России социальной сeти Instagram* американской транснациональной компании Meta. Телеграм-канал губернатора за выходные набрал почти 11,5 тыс. подписчиков. «Думаю, что тюменские органы власти, общественные организации, лидеры общественного мнения региона, местные СМИ поддержат меня и прекратят использовать Facebook и Instagram в связи с враждебной по отношению к нашей родине политикой», – написал Моор в первом посте.
Губернатор Югры Наталья Комарова завела телеграм-канал одновременно с тюменским коллегой (@komarova_ugra). На него подписались уже более 5,5 тыс. пользователей Telegram. Пока у глав регионов нет постов.
Ямальский губернатор Дмитрий Артюхов опередил своих коллег. Он создал телеграм-канал (@artyukhov_da) еще 27 февраля. На него подписались 10,2 тыс. пользователей. В канале опубликовано уже восемь постов. «Дорогие земляки, теперь будем общаться с вами и в Telegram. В этом канале буду рассказывать о ямальцах и жизни нашего округа. Присоединяйтесь!», – написал губернатор.
Отметим, в конце прошлого года Дмитрий Артюхов возглавил топ-20 самых активных губернаторов России в соцсeтях по доверию аудитории социальных медиа. Исследование проводили центры общественно-политических прoектов и политического анализа и социальных исследований.
Губернаторы «тюменской матрешки» также напоминают жителям, что по-прежнему работают их официальные страницы в российских соцсeтях «ВКонтакте» и «Одноклассники». «Подписывайтесь, продолжим наше с вами общение, обмен мнениями и новостями», – отметил Александр Моор.
Серьезный вызов
Исход губернаторов из Instagram*, считают политологи, не пройдет безболезненно. «Для губернаторов смена коммуникационных площадок в сeти – серьезный вызов. Ответ на него: восстановление системы коммуникации в прежнем формате, по прогнозу АПЭК, потребует примерно месяц, до середины апреля. Коммуникативный интерфейс региональной власти постепенно будет восстановлен», – считает гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Как сообщил спикер, во вторник, 15 марта, АПЭК обнародует рейтинг представленности губернаторов в социальных сeтях. Он должен показать, как началось это восстановление, подчеркнул Орлов.
Политолог Алексей Швайгерт считает, что для пиарщиков губернаторов и политиков потеря площадки Instagram* стала настоящим ударов. «Мы знаем, как работали пресс-службы и внутриполитические блоки губернаторских администраций над увеличением количества подписчиков, потому что это был достаточно значимый показатель. Instagram* главы региона – это, по сути, отдельно взятое медиа, оперативное и прямое, условно бесплатное для тиражирования какого-то сигнала, информации. Более того, он создавал иллюзию оперативного реагирования, формулирования оперативной позиции губернатора. Он был любимой игрушкой, над которой корпели, которую лелеяли и холили», – отметил Швайгерт.
По мнению политолога, сейчас губернаторские пиарщики начнут наращивать подписочную базу во «ВКонтакте». До этого страницы в российской соцсeти использовались как резервные, были зеркалами аккаунтов в Instagram*, которые были долгое время основными. «Мы сейчас видим, что идет миграция в не запрещенный Telegram и «ВКонтакте», которые разработаны Павлом Дуровым. Туда уходит подавляющее большинство не только глав регионов, но и депутатов Госдумы и влиятельных политиков», – отметил эксперт.
Telegram слишком элитарен
В отличие от «ВКонтакте» мессенджер Telegram, безусловно, не сможет заменить заблокированную американскую сeть, считает эксперт. Он подчеркнул, что работа телеграм-каналов прежде всего направлена на элитные круги, медиа- и экспертное сообщество. «Это элитный клуб. И Telegram сейчас – это не полноценная соцсeть, там нет своей ленты. Поэтому о массовом приходе туда рядовых избирателей и обывателей из популярных и попсовых сeтей говорить не приходится. Для журналистов, элиты и экспертов Telegram будет наиболее оперативным источником информации, а те, кто был в Instagram* или в Facebook, перейдут во «ВКонтакте». Думаю, так распределятся предпочтения населения», – подытожил Швайгерт.
Instagram* – внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзором.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева