Накануне скончался лидер ЛДПР Владимир Жириновский, который имел невероятное влияние на положение партии в регионах. Он был не только брендом и магнитом для электората, но и человеком, решающим многие проблемы на местах. Что теперь станет с партией в Краснодарском крае – подробности в материале «ФедералПресс».
Партия случая
Выборы в Законодательное собрание Краснодарского края в 2012 году ознаменовались активным участием оппозиционных партий в предвыборной гонке. Вместе со всем известной тройкой – «Единой Россией», КПРФ и ЛДПР – боролись «Патриоты России», «Коммунисты России», а также «Партия свободных граждан», «Зеленые» и другие. Одним словом, формирований, чтобы отхватить часть голосов у серьезных игроков, достаточно.
Собственно, это и произошло на выборах в региональный парламент в 2012 году с краевым отделением ЛДПР, уверена политолог Ольга Грабовец. Если сравнить результаты кампаний 2017 и 2012 годов, то видно, что в 2012 году партия набирала 4,56% при участии 17 политических объединений, считая ЛДПР. А уже в 2017-м при пяти партиях результат увеличился до 11,15%.
«Фактически мы видим, что непарламентские партии и спойлеры размыли результат почти на 5%. Это говорит о слабом электоральном ядре в регионе. И надо учитывать, что это все происходило, когда список возглавил сам Владимир Жириновский, а сама медийная кампания сопровождалась неоднозначными заявлениями со стороны либерал-деомкратов», – выразила мнение в разговоре с «ФедералПресс» Ольга Грабовец.
Она напомнила про историю 2012 года, когда лидер партии Владимир Жириновский предложил актеру Алексею Панину принять участие в выборах в кубанский парламент за ЛДПР. По мнению политолога, это была попытка лично Жириновского привлечь внимание СМИ к партии в Краснодарском крае. Однако, судя по количеству выходов и реальному результату, это мало чем помогло.
Фактически сложилась ситуация, что ЛДПР набирает в Краснодарском крае уверенные результаты при отсутствии спойлеров, которые идут на выборы с аналогичными тезисами. По участникам кампании 2022 года пока определенности нет, но риторику ЛДПР отчасти могут подхватить «Новые люди», прогнозирует эксперт.
Нет лидера – нет результата
Последние избирательные кампании регионального уровня строились на фигуре лидера ЛДПР Владимира Жириновского, выяснил «ФедералПресс», изучив тезисы и приемы партии в ходе кампании. Так, Жириновский лично возглавлял список на выборах в ЗСК 2012 и 2017 года, а на выборах губернатора в 2020 году он записал обращение к жителям региона.
«Прошу вас, поддержите кандидата от ЛДПР Тутушкина Ивана Геннадьевича. Это честный и порядочный человек. Он ваш депутат в краевом законодательном собрании. У него есть опыт и знания, чтобы сдвинуть груз проблем с мертвой точки. А их накопилось много! Переполненные школы, вода из-под крана желтая, а в Геленджике и Новороссийске вообще с ней проблемы», – обращался на видео Владимир Жириновский.
Однако и это обращение не возымело должного эффекта: в губернаторской гонке нынешний лидер кубанского отделения ЛДПР Иван Тутушкин занял лишь третье место, уступив политическому новичку без мандата в региональном парламенте, кандидату от КПРФ Александру Сафронову – разрыв составил почти 4%.
По мнению руководителя Центра политических исследований и технологий Григория Киселева, проблема заключается в отсутствии настоящих лидеров общественного мнения среди членов ЛДПР. Это приводит к низкой узнаваемости партии в районах, а на выборах, следовательно, к низким результатам. Чтобы эту ситуацию исправить, считает эксперт, партии надо возвращаться в повестку и заниматься проблемами населения.
«Уже сейчас надо определяться, кто возглавит список. Это может быть или депутат ЗСК, или же Госдумы. Одним словом, у кого есть хоть какая-то известность. Другой вопрос– сколько человек будет готово прийти за ним на участок: мобилизационные возможности ЛДПР в регионе крайне низкие», – резюмирует Григорий Киселев.
Причем опрошенные «ФедералПресс» эксперты сомневаются в варианте выдвижения федерального политика от ЛДПР. По их словам, партия просто не успеет выбрать нового лидера и сформировать стратегию.
Что будет с ЛДПР на выборах в кубанский парламент в 2022 году?
По всей видимости, в выборах будут принимать участие партии «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», а также «Новые люди». Судя по подсчетам с опорой на предыдущие результаты, мелкая партия-спойлер могла угнать у ЛДПР в 2012 году до 0,35% голосов.
В 2017 году значительное число голосов забрала КПРФ за счет увеличения популярности в регионе. Эта тенденция сохраняется, дополнительно голоса ЛДПР будут оттягивать справедливороссы за счет активизации деятельности и фактически нового лидера, депутата Госдумы Дмитрия Гусева, а также «Новых людей», которые могут получить поддержку от депутата Госдумы Владислава Даванкова.
Таким образом, предварительно получается, что партия ЛДПР по негативным подсчетам может получить от 5 до 10% на выборах. Осведомленный источник сообщает, что в этом году, скорее всего, голосование для ЛДПР пойдет по положительному сценарию, однако это будет последний год, когда партия получит поддержку на местах.
В это же время в региональном отделении ЛДПР «ФедералПресс» прокомментировали, что подготовка к кампании идет и после кончины Владимира Жириновского. Лидер кубанских либерал-демократов Иван Тутушкин не исключил, что возможны дополнительные собрания по обсуждению стратегии, но уже после решения Москвы.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева