Кризис отразился на рынке праворульных автомобилей. Относительно недорогие подержанные японские иномарки чувствовали себя полновластными хозяевами дорог от Урала до Дальнего Востока. Однако с марта их стоимость выросла. А за ней потянулись и цены в сопутствующих сферах.
Лихорадка рынка
Иркутянин Леонид Федоров называет себя экспертом по автоподбору. Суть его работы проста: клиент оговаривает характеристики машины и ценовой диапазон, специалист находит подходящий вариант и доставляет в Иркутск. Обычно пригоняет машины с Дальнего Востока. По его словам, в Иркутске самый высокий спрос на японские машины с правым рулем. Оптимальное сочетание – это год выпуска между 2015 и 2018, мотор объемом в районе полутора литров, автоматическая трансмиссия. Машина с такими характеристиками еще в феврале могла обойтись клиенту от полумиллиона рублей плюс доставка. Сейчас, по словам Леонида Федорова, на знаменитом владивостокском рынке «Зеленый угол» цены выросли в среднем на треть.
«Тойота Пассо» 2015 года с литровым двигателем и вариатором предлагается за 700 тысяч, еще в феврале ее можно было взять за 500 тысяч. Популярные «Ниссан Ноут» или «Хонда Фит» ходового 2017 года тоже поднялись на 200–300 тысяч, сейчас дешевле 1 миллиона 200 тысяч не найдешь. Полноприводная «Тойота Пробокс» пользовалась спросом, машину 2016 года можно было взять за 800 тысяч, теперь цены на них начинаются от миллиона», – делится автопродавец.
При этом если рост цен составил от 30 до 50 %, то количество продаваемых японских машин с побегом сократилось примерно пропорционально. Все потому, что цены сильно выросли и торговля встала. Оставшиеся практически без работы автоперекупщики развлекают себя слухами. Один из них – что во Владивосток не ходят паромы из Японии. Как рассказали в иркутской компании, которая занимается покупкой автомобилей на японских аукционах, это не так. Паромы ходят, а нынешние цены – это отголосок событий двухнедельной давности, когда доллар стремительно взлетел.
«Нет смысла покупать машины, которые были растаможены на пике падения рубля. Люди ждут новых поставок по более низким ценам, и как только эти машины придут, то все остальные на рынке тоже подешевеют. Продавцы вынуждены будут продавать их в убыток – из-за риска, что иначе эти автомобили вообще не получится реализовать»,– рассказали специалисты.
Правда, до прежнего уровня цена все равно не упадет. В итоговый прайс, кроме стоимости автомобиля, входит доставка. А перемещение грузов внутри страны стало дороже.
Берите деньгами
Ситуация с ценами на авторынке отразилась и на страховщиках. Компании и раньше неохотно страховали в КАСКО подержанные иномарки. Да и стоимость такой страховки всегда была выше, чем у авто из салона. Теперь застраховать 5–6-летнюю машину станет намного дороже. Впрочем, и владельцам новых автомобилей придется раскошеливаться. При расчете автостраховки КАСКО за основу берется стоимость запчастей. Поэтому, по словам специалиста по автострахованию Натальи Глушковой, если раньше компании предпочитали не давать деньги клиенту на руки, а ремонтировать авто в аккредитованных сервисах, то сейчас им проще выплачивать средства непосредственно автовладельцу.
«Срок действия страхования КАСКО, как правило, 1 год. Это и раньше содержало в себе инфляционные риски. В нынешних условиях никто не скажет, что будет через год. Например, сейчас крыло на вашу машину стоит 10 тысяч рублей, а к декабрю оно будет 50 тысяч, или 100. А при заключении договора КАСКО страховщик берет на себя риск», – рассказывает специалист.
Автостраховщики видят для себя еще один риск, который закладывают в стоимость полиса. Это рост числа угонов и случаев «раздевания», то есть хищения деталей с машины. Кстати, следом за торговцами подержанными иномарками принялись переписывать ценники и владельцы автосервисов. Помимо подорожания зарубежных запчастей и лакокрасочных материалов, которые привязаны к курсу доллара, растет цена на сами работы. Весна считается наиболее прибыльным периодом для автосервисов, и именно сейчас стоимость ремонта растет быстрее, чем когда-либо прежде.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин
Экономический кризис