Экономическая ситуация может сорвать поставку 24 новых автобусов в Копейск. Мэрия требует выполнения контракта почти на 178 миллионов рублей по заявленным ценам, подрядчик предлагает вместе найти варианты решения. Челябинские эксперты из сферы госзакупок считают, что подход на период санкций нужно менять и что проблема разрыва контрактов сейчас превращается из частной в общерегиональную. «ФедералПресс» пытался разобраться в ситуации.
Есть контракт
В середине марта в Копейске подвели итоги аукциона на поставку 24 автобусов для городских маршрутов. Контракт с поставщиком «Синегорье-Авто» был заключен 14 марта 2022 года. По нему компания должна самостоятельно доставить товар заказчику в срок не позднее 60 рабочих дней с даты заключения контракта. Это 7 автобусов малого класса по цене 6 668 833,33 и 17 – среднего, 7 718 833,33 рублей за машину. Общая сумма контракта составила 177 901 999,92рублей.
«Согласно условиям контракта транспортные средства должны быть оснащены кондиционерами, LED-экранами, терминалами безналичной оплаты и точками Wi-Fi. Автобусы соответствуют пятому экологическому классу, как того требует федеральный проект «Чистый воздух», – проинформировала пресс-служба мэрии Копейска.
В администрации отметили, что 151 миллион рублей предоставит правительство Челябинской области и 30 миллионов – администрация Копейского городского округа.
Директор Копейского автопассажирского предприятия уже комментировал, как автобусы будут брендировать под общий регламент челябинской транспортной агломерации. Но завод-изготовитель сообщил поставщику о том, что для сборки подобной техники нет импортных комплектующих.
«Из-за санкций выпуск именно данных машин во втором и третьем квартале приостановили, – об этом рассказал источник «ФедералПресс». – Комплектующие автобусов на газомотороном топливе привозили из Германии. Поставщик не стал расторгать контракт, а предложил три варианта взамен».
«Синегорье-Авто» с 1998 года в своей истории срывов контрактов не имело. Приобрести необходимые машины через дилера копейчанам будет возможно в четвертом квартале, предполагают в компании, но уже с увеличением цены.
Поиск варианта
По информации источника «ФедералПресс», дилер предлагал мэрии Копейска поставить то же количество машин, но на другом топливе, или поставить на нужном топливе (а предполагался метан), но в другой модификации. Копейчане предложение отвергли.
«Нам нужны только те автобусы, которые мы указали. Есть четкая конкурсная документация, 44 ФЗ не позволяет это делать. Позиция крайне проста: исполняйте контракт», – прокомментировал «ФедералПресс» глава Копейска Андрей Фалейчик.
Со слов градоначальника, увеличение стоимости также не рассматривается. Доплатить разницу в 40 % за счет местного бюджета нет возможности.
Источник «ФедералПресс», близкий к администрации, прогнозировал такую реакцию главы еще до ответа мэрии «Синегорью-Авто»: «Если контракт будет расторгнут, обеспечительные меры будут взысканы в полном объеме через банк. Муниципалитет будет только в плюсе. Тем более, что мэрии показывали документы, что автобусы целиком отечественные и обоснования повышению цен они не видят».
Нет других причин?
Еще один эксперт «ФедералПресс» на услвиях анонимности предположил, что в Копейске больше не боятся расторжения, потому что у города появился запасной вариант. «Им пригонят из Москвы большие автобусы, только у них пробег под 500 тысяч километров и пока гнали – половина по пути ломалась. Начинка-то у них MANовская. Импортная. Где будут искать запчасти? На расходники потом больше потратят, чем сэкономили» – рассуждает собеседник «ФедералПресс».
В МУП КПА корреспонденту «ФедералПресс» подтвердили наличие 10 автобусов из Москвы: они уже в городе. Когда их отбрендируют – машины встанут в рейс, но не все. «Нам дали великолепные низкопольные автобусы, с коротким периодом эксплуатации по Москве. Я лично их осмотрел, ездил туда, сначала. Они проходят по категории Евро-5, хоть и работают на дизеле», – рассказал «ФедералПресс» Михаил Тимофеев, директор МУП КПА.
Напомним, что 24 автобуса, которые указаны в контракте, должны были заправляться природным газом – метаном. Его преимущества: экономичность, экологичность и безопасность.
«В настоящее время запрет на использование дизельного топлива [для городского транспорта] отсутствует, вместе с тем отдельное внимание уделяется соблюдению требований экологического стандарта, – рассказали «ФедералПресс» в миндортрансе Челябинcкой области. – В целях организации транспортного обслуживания населения Челябинской области пассажирским транспортом министерством реализуются мероприятия по планомерному приобретению общественного транспорта, работающего на природном газе как моторном топливе».
При этом в Копейске заправиться газом можно лишь на одном заправочном комплексе, который находится за пределами центра города, в 20 километрах от автовокзала. Еще один объект заправки должны построить в этом году, сообщили в министерстве. Это также, по словам источника «ФедералПресс», сыграло не на руку поставщикам новой техники.
Расторжение контракта
Впрочем, связь московских автобусов с жесткой позицией по контракту в администрации Копейска не подтверждают. Не подтвердил расторжение договора с мэрией и руководитель «Синегорье-авто». «Администрация требует полного выполнения контакта. Я воздержусь пока от комментариев. Смотрите сроки», – отказался комментировать «ФедералПресс» дальнейшие действия поставщика Виктор Сапелкин, управляющий ООО «Синегорье-Авто».
«Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует до 31 декабря 2022 года. В случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы стороны вправе расторгнуть контракт, и в этом случае ни одна из сторон не вправе требовать возмещения убытков», – говорится в документе на портале госзакупок.
«Расторгнуть контракт не всегда получается, – уверен председатель комитета по госзакупкам и электронным торгам реготделения «Опоры России» Ярослав Щербаков. – Односторонний отказ грозит внесением в реестр недобросовестных поставщиков. Это клеймит компанию и отрезает ее на два года от участия в закупках. Очень много рисков. Некоторые рады были бы расторгнуться по обоюдному согласию, но такой гибкости от чиновников нет».
Эксперт «ФедералПресс» напомнил, что с 8 марта на федеральном уровне разрешено упрощать госзакупки в период санкций решением областного правительства или местной администрации. Однако чиновники боятся брать ответственность на себя, поэтому мера в регионах не работает.
«Мы обратились к губернатору Алексею Текслеру. Необходим порядок, который будет спущен потом с регионального уровня на местный. Пока его нет», – сетует Щербаков.
Пока процесс не запущен, предпринимателям отчаиваться не стоит, считает Ольга Попова, руководитель консалтинговой компании «Лигал Эксперт». Нужно успокоиться и действовать по алгоритму.
«Сейчас 44-ФЗ предусматривает возможность изменить существенные условия контракта, если его исполнению препятствует форс-мажор, на основании решения регионального правительства или местной администрации. Кроме того, можно списать неустойку за нарушение сроков исполнения контракта по причине санкций. И никто не отменял судебный порядок изменения или расторжения договора, а также оспаривания начисления неустоек со ссылкой на эти обстоятельства», – перечислила эксперт.
Также она порекомендовала предпринимателям обратиться за помощью на уровне области в министерство экономического развития, которое сейчас разрабатывает целый комплекс мер для поддержки бизнеса.
Фото: freepik.com, ФедералПресс / Ольга Юшкова, Полина Зиновьева, Евгений Поторочин
Санкции против России