Политика
  1. Политика
Политика
Москва
0

Сардана Авксентьева: «Якутск – это часть души, это не оторвать»

Сардана Авксентьева
На новом месте экс-мэр Якутска продолжает работать упорно и бескомпромиссно

Бывшего мэра Якутска без преувеличения знает вся Россия. Ее революционные кадровые решения, критические замечания в адрес чиновников разного уровня – все это привлекало внимание людей. «Хотим тоже такого мэра, как Авксентьева», – очень часто можно было видеть подобные посты. Сейчас Сардана Владимировна – заместитель руководителя фракции «Новые люди» в Государственной думе. О власти, регионах, местном самоуправлении и о многом другом в преддверии 100 лет со дня основания Якутской АССР – в эксклюзивном интервью «ФедералПресс».

Сардана Владимировна, давайте с глобального начнем. Из-за спецоперации и прочих геополитических событий страна столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением. Какие лично вы видите выходы из кризиса?

— Только развитие и поддержка производства на территории России сможет удержать экономику на плаву. И прежде всего – поддержка малого и среднего бизнеса. Он давно должен был стать тем самым средним классом, который является оплотом экономики. К сожалению, сложившаяся ситуация в очень трудное положение ставит малое и среднее предпринимательство.

Мы долгое время уповали на то, что наши нефтегазовые доходы – это главное достояние и источник пополнения бюджета. Но внимательное изучение цифр показало, что все обстоит несколько иначе. Ненефтегазовые доходы по состоянию на прошлый год были выше. Есть иные резервы и мощности. При этом предпринимательство чудовищно зарегулировано. В программе нашей партии изначально было прописано, что необходимо снизить силовое и административное давление на бизнес. Мы говорим об этом два года. И, конечно, по возможности нужна государственная финансовая поддержка предпринимателей. Это то, на чем мы и выплывем.

Должен был случиться этот экономический кризис, чтобы правительство вняло нашим словам. Мы в числе первых из парламентских партий внесли пакет с более чем 70 конкретными предложениями, которые начинают сейчас реализовываться. Чему мы рады. Жаль только, что для реализации здравых предложений должно было случиться то, что случилось.

Вы много ездите по регионам. Достаточно ли поддержки федерального правительства? Какая там обстановка?

— Правительство разработало правильные меры поддержки. А вот реализация властями и банковским сектором на местах имеет разный уровень действенности. Предприниматели, например, жалуются, что несмотря на то, что существует сейчас программа льготного кредитования, получить эти деньги довольно сложно. Опять из-за кучи требований. Необходимо определенное количество оборотных средств у предпринимателя, что сейчас для него сложно. Или, например, проведение операций с расчетного счета только установленного банка. Зачем эти лишние барьеры?

Недавно, будучи в Астрахани, я разговаривала с сельхозтоваропроизводителями, которые рассказали про программу «Агростартап». Согласно программе, предприниматель может получить грант от 2 до 5 млн рублей. Для небольших начинающих предпринимателей сумма неплохая. Но дальше, как рассказывают предприниматели, начинаются препоны. Скажем, выставляют условия покупки техники только в лизинг. Или вот еще пример – постройка птичников только по определенному проекту. На свободном рынке нормальную годную сельскохозяйственную технику можно купить в разы дешевле. И чтоб построить птичник, никакого федерального проекта не нужно. А по выставленным условиям птичник начинает выходить по меньшей мере золотым. Теряется весь смысл этих денег «Агростартапа».

Что люди рассказывают? Какие конкретные примеры сложностей?

— Жаловались мне предприниматели на маркировку молока. Для крестьянских и фермерских хозяйств мораторий на маркировку молока введен. А для звена переработчиков маркировка продолжает действовать. Еще люди жалуются на дублирование систем «Меркурий» и «Честный знак». Я понимаю, что безопасность продукции, которая поставляется на прилавки, необходимо поддерживать на должной высоте. Эта продукция приходит в наши холодильники, мы кормим этой едой детей. Сами производители тоже об этом говорят, никто не спорит. Но предприниматели оправданно считают наличие двух параллельных систем чрезмерным. А ведь в цене выросло буквально все. Что говорить, если подскочила цена на деревянные паллеты! Ни много ни мало – аж на 200%. Эту новость я привезла из поездки в Удмуртию.

Опять же, при работе с «Честным знаком» предприниматель покупает определенное количество марок на определенный период. Это стоит 50 копеек и имеет срок. И надо покупать новые. Такие вещи копятся, мешают бизнесу работать, заставляют расходовать деньги, которых и так не хватает.

Другой пример из Астрахани: мне рассказывают, что Новороссийский порт попал под санкции. Местные жители говорят – Астрахань готова стать портом, который спасет положение, он может стать окном на Восток. Но для этого нужно, чтобы правительство изменило перечень специальных пунктов пропуска на агрохимикаты, пестициды, алкоголь и табак, включило просто Астрахань в этот перечень. И все, вопрос решен. Но этот вопрос никак не решается.

Вот такой воз нерешенных проблем я привожу из поездок, здесь мы принимаем внутрифракционное партийное решение и продолжаем работать. Или с правительством, или вносим законодательные инициативы как депутаты Государственной думы. Поездки по регионам очень полезны и очень важны.

  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева
  • Сардана Авксентьева

С многими законопроектами вынуждены не соглашаться?

— Давайте на конкретных примерах. Совсем недавно мы рассматривали в Госдуме в первом чтении законопроект, внесенный правительством, о том, чтобы таможенные проверки можно было производить на территории всей Российской Федерации, а не только в пунктах пропуска. Как метко сказал один из депутатов, «объявлена свободная охота». Теперь что же, все должны выходить на дороги? Давайте и Роспотребнадзор с пограничниками отправим на трассу. Я считаю, что это логике сегодняшнего времени не отвечает и претит.

Или когда в Государственной думе рассматривался законопроект о том, чтобы дать права следователям возбуждать уголовные дела без заявления потерпевшего. Это если выявляются факты нарушения при осуществлении муниципальных и государственных закупок и на гособоронзаказ. Наша фракция единственная последовательно все три раза голосовала против. Хорошо, что Совет Федерации этот законопроект не утвердил и вернул его в Государственную думу.

Нет, ну согласитесь – что ж так позориться-то, предлагая настолько бездумные законопроекты! У некоторых чиновников есть свое инерционное мышление, по которому они двигаются и уже остановиться не могут, выполняя задачу. Неважно, насколько не здравую.

По таможенному досмотру на территории всей Российской Федерации документ был внесен 7 февраля. Ребята, это была другая экономическая реальность! 24 февраля изменилось все. Что же вы продолжаете гнуть линию! Если честно, я вообще не думаю, что сейчас главная проблема – это движение грузовиков, не то чтобы их еще отлавливать по всей России. И такие вещи возникают регулярно. Мы, как партия здравого смысла, продолжаем рассматривать все вопросы с точки зрения здоровой логики и вникаем в суть вопросов.

Правительство вас слышит? Вы, привозя и выгружая этот ворох проблем из регионов, находите взаимопонимание, стремясь решить вопросы на местах?

— Слышит. Не все так быстро делается, как хотелось бы. Но важно, что слышит. Логика сосуществования правительства и парламентских партий – это взаимный диалог, дискуссия. Мы ж не настаиваем на том, что все 100 % наших предложений должны приниматься в работу и к исполнению. Но на сегодняшний день я ответственно заявляю, что по количеству готовых предложений экономического характера, по скорости принятия решений, по качеству их проработки мы самая эффективная парламентская партия. Мы не сравниваем себя с другой партией, которая вносит очень много всякого разного, не задумываясь о последствиях. И по сути является структурным подразделением правительства. Я сейчас имею в виду исключительно остальные партии.

У «Новых людей» внушительный пакет ипотечных инициатив…

— Да. Потому что ипотека – это очень тяжкое бремя для семей. Особенно для семей с детьми. А по-другому жилье не получить. Я знаю огромное количество семей, у которых ежемесячно встает выбор: или что-то купить для своих детей, или заплатить взнос. Мы предложили правительству взять половину расходов семей с детьми за ипотеку на себя. Средства Фонда национального благосостояния вполне можно было бы на это потратить. Дети – это и есть самое настоящее национальное благосостояние. В ответ от правительства пока молчание. Да, 2 триллиона – сумма пугающая. Но никто же не просит вносить их одномоментно. Это же все будет разнесено по периодам, по срокам. Опять же, посмотреть по нуждаемости: не все семьи с детьми бедные. Хочется от правительства услышать какое-то аргументированное видение этого вопроса.

Еще мы предлагаем зафиксировать плавающую ставку по ипотечным кредитам. Вот тут нас услышали. Но лишь по ипотечным кредитам, которые получали организации, индивидуальные предприниматели, физические лица для развития бизнеса. Ипотека же бывает разная. Вот по ипотеке для бизнеса плавающую ставку закрепили в рамках докризисного периода. Хорошо. Но мы предлагаем закрепить эту плавающую ставку и для жилищной ипотеки. Ответа пока ждем.

Есть и еще предложение из ипотечного списка. Часть людей по тем или иным кризисным причинам не могут расплатиться за ипотеку. Сегодняшняя судебная практика такова, что если у вас более 3 месяцев задержки выплат по ипотечному займу, то банк обращается в суд для получения решения о взыскании заложенного имущества, а, по сути, это выселение людей на улицу.

Мы предлагаем ввести мораторий на выселение из ипотечного жилья. Конечно, если это единственное жилье семьи. Это не должно быть жилье, которое является инвестиционным вкладом. Тоже ждем от правительства аргументированных выводов. Ведь у правительства в наличии вся полнота информации, они могут запросить любые цифры и всю статистику. Пусть посмотрят, прикинут. Но делать что-то необходимо. Всегда нужно договариваться. Правильно сказал на днях лидер нашей партии Алексей Нечаев: «Только в диалоге и разнообразии наша сила». Не надо всех причесывать под одну гребенку. Надо слышать друг друга, продолжать разговаривать. Как бы трудно это не было.

Вы привозите основную проблематику из поездок по регионам?

— Не только. Я веду телеграм-канал «Сардана». И не считаю возможным закрывать комментарии. Люди пишут, я узнаю об их бедах, они могут высказаться. Очень важно, чтобы люди могли своему депутату, своему представителю, представителю власти высказать в лицо все, что они думают. Высказать наболевшее. А не вот эта переписка «Через 30 дней получите ответ».

К слову, о беспрецедентной открытости. Мэр Якутска – человек, за которым следила и которого любила без преувеличения вся страна. Люди писали в комментариях к постам про вас: «А почему Авксентьева не наш мэр? Нам такого же нужно!» Тяжело было перестать быть мэром? Как обстоят дела сейчас в вашей бывшей вотчине? Справляется ли преемник?

— Плох тот руководитель, который заранее не готовит себе замену. Настоящая эволюция– это когда последующий лучше предыдущего. Это важное требование. Я стараюсь собирать вокруг себя умных людей. Желательно умней меня. Потому что всегда есть чему поучиться. Когда ты застываешь в собственной бронзовости, то ты уже мертв. Я очень любознательный человек. Мне интересно жить. Каждый день стараюсь научиться чему-то новому.

Принять решение оставить должность мэра – это было очень тяжелое решение. Связано оно было со здоровьем – мне сделали операции. Сейчас все хорошо. Но врачи рекомендовали избегать стрессов. А вы только представьте: каково управлять городом, который является самым крупным городом в мире на вечной мерзлоте. С накопившимся комком проблем еще с советских времен. Это беспрецедентная, огромная физическая и эмоциональная нагрузка. Ты не отключаешь телефон 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Ты занимаешься всем: начиная от социальной сферы и заканчивая коммунальным хозяйством. Для организма отдельно взятого человека это, безусловно, очень тяжело. Это был изматывающий труд.

Сейчас мэр – Евгений Николаевич Григорьев. Его жители выбрали сами, и я очень благодарна им за то, что они прислушались к моему совету. Звучали мнения, что, дескать, «он единоросс». Дело же не в этом! Есть какая-то разница кто ведет автобус: единоросс или элдэпээровец? Для вас лично есть разница?

Для меня – нет. Меня интересует водительский стаж.

— Вот, в том и дело! Важен профессионализм, квалификация, опыт и моральные качества. У Григорьева прекрасное образование. Я его гоняла беспощадно с 2018 года – он сумел пройти все управленческие стадии. Я спокойна за него и за свой город тоже. Но все равно самоощущение «мамы» не пропадает. С Якутском у Москвы 6 часов разницы. Я утром встаю и начинаю писать в Якутск. Спрашиваю у бывших коллег, как разрешилось то или иное дело. Нет, я не указываю, не контролирую. Просто осталось беспокойство о родном городе. Я же нигде не жила, кроме Якутска, нигде больше не работала. Это же часть души, это не оторвать.

Тогда продолжим тему мэров. Собянин наиболее активен среди глав субъектов: занимается мерами поддержки граждан и бизнеса напрямую. Но очевидно, что у Москвы финансовые ресурсы совершенно иные, чем, условно, у Якутска. Хватает ли в регионах денег? Или федеральный центр должен помогать весомей?

— В регионах денег не хватает. Но и Москва не просто город. И не просто столица. Это отдельный субъект РФ. Вместе с тем будем объективны. Если есть за что похвалить – надо похвалить. На протяжении всего этого времени мы настаивали и отстаивали большую финансово-экономическую самостоятельность регионов. Просили децентрализацию финансовых потоков. Хотели большей самостоятельности для субъектов. Должен был случиться кризис, чтобы правительство приняло решение, что, предположим, экономией тех или иных средств регионы могут распоряжаться сами. Теперь на местах по согласованию с отраслевыми ведомствами, но все же самостоятельно можно перераспределять средства внутри госпрограммы. Ведь не было этого всего.

То, на чем мы настаивали и с чем мы заходили в Госдуму, сейчас реализовывается правительством. Ну, в части того, например, что касается изменений бюджетного правила. В чем общий смысл: все жирные сливки отправлялись в Фонд национального благосостояния. И копились. А теперь принято решение о том, что они направляются непосредственно в экономику. Эти деньги наконец-то начали работать на территории страны.

Получается, то, о чем вы говорили, начинает выполняться, но только после того, как грянул кризис.

— Все, что мы говорили, проистекало из нашего опыта. Мы люди «с земли». Наши предложения сейчас – страховые взносы для предпринимателей снизить с 30 до 6 %. Иначе у предпринимателей не остается стимула и свободных средств для повышения заработной платы своим сотрудникам. Если бюджетников государство более-менее индексирует, то в частном секторе такого нет. А ведь и в малом и среднем бизнесе работают такие же россияне, как и в бюджетной сфере. С предпринимателями на местах разговариваю. Спрашиваю: «Ребята, если государство пойдет вам навстречу и снизит страховые взносы – вы готовы будете ответить встречной мерой о повышении зарплаты своим работникам?» Хором и единодушно говорят: «Да!» Потому что это справедливо. Если ты что-то получаешь – ты должен отдавать взамен.

Давайте конкретно о вашей инициативе. Законопроект о местном самоуправлении. Что изменится? Что вы предлагаете? Какие поправки?

— Предстоит рассмотрение во втором чтении. Разработали мы 226 поправок. Разных. Есть в том числе и понятийного характера. Похоже, что законопроект был написан как минимум в большой спешке. Там даже глоссарий не отработан должным образом. Прежде чем предлагать какой-то закон, нужно четко понять, о чем он конкретно говорит. Вплоть до обозначения всех словосочетаний. Ни в коем случае нельзя допустить дальнейших разночтений. Как читается – так оно и работает. А то у нас бывают настолько витиеватые формулировки, что исполнитель на месте не может ничего понять.

Основные наши поправки заключаются в чем: исполнительные власти субъектов не должны вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Прямые выборы мэров городов должны сохраняться. Это нормы прямой демократии. Там очень плохо прописана часть о полномочиях муниципалитета. Туда мы тоже прописали много дополнений. Я съела на этом пуд соли и четко осознаю, что пишу. В существующем тексте есть очень смешные вещи: вопросы здравоохранения в этом тексте отнесены к муниципалитетам. Вы что, собираетесь больницы все теперь обратно в муниципалитеты передавать? Они школы и детские сады еле могут содержать. О чем это вообще? Хорошо, что второе чтение отложили до декабря.

Учитывая 226 поправок, не проще переписать заново?

— К сожалению, процедура такова, что если в первом чтении закон концептуально принимается, то остается только править. И поправок может быть сколько угодно. Я голосовала изначально против. Но законопроект принят. Теперь будем пытаться исправлять. Они вот говорят – введение данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из бюджета. Да здравствуйте! Все эти сельские и районные администрации… Куда людей девать? Ты должен по Трудовому кодексу или человеку оформить перевод на новое место работы, или сократить. Уведомить за несколько месяцев. Кто-то уйдет на больничный, кто-то в декрет и по уходу за ребенком. И ты никак не можешь этих людей сократить. И плюс огромнейший комплекс вопросов, связанных с передачей муниципального имущества. С одного уровня на другой. А принимать это имущество никто не хочет: кривенькие столбы, разбитые дороги, почти все не соответствует нормативу. И еще миллион бесхозного имущества… А сколько толком не оформленной земли! Все это муниципалитеты по инерции на себе тянут.

Какую мы преследуем цель – чтобы власть была ближе к людям. По большому счету людям без разницы: делает что-то министерство или сельская администрация. Главное – сделайте. Я хочу теперь на месте посмотреть в применении этот закон о местном самоуправлении, имеется ли в этом всем практическое рациональное зерно. Собираюсь пообщаться с людьми на Ставрополье. И потом вновь буду корректировать свою позицию исходя из того, что мне скажут люди. Я всегда корректирую свою позицию исходя из того, что мне говорят мои избиратели.

Импортозамещение в регионах. Работает?

— В отличие от Минпромторга, я не в столь радужном впечатлении о состоянии дел с импортозамещением. Нам очень бодро отчитывались все эти годы, что импортозамещение у нас на высоте. А идет тяжело. Глобализация слишком серьезно пустила корни. И позиция прежних руководителей нашей экономической отрасли, которые считали, что дешевле купить, чем произвести на месте, сыграла свою пагубную роль. Нам будет непросто. Но мы все сделаем, все преодолеем. И все в итоге будет нормально.

Фото предоставлено партией «Новые люди»

Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс». Также присоединяйтесь к нам в соцсетях: мы есть в Telegram, ВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати