Экономисты любят оперировать различными показателями, самый любимый среди них – ВВП. Про него слышал едва ли не каждый россиянин, но смысл понимают далеко не все. И особенно многим непонятно, как увеличение или снижение этого показателя затрагивает непосредственно их жизнь. В динамике ВВП России разбирался «ФедералПресс».
«ВВП – это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране. Как следствие, ВВП может расти как за счет роста объемов продаваемых товаров и услуг, так и за счет роста их стоимости», – объясняет смысл данного показателя Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал». Проще говоря – чем больше растет ВВП, тем лучше живут люди в стране.
Рост ВВП – это не про сегодняшнюю Россию, увы. Экономисты по разному оценивают падение ВВП по итогам 2022 года, но все сходятся в том, что оно будет не менее 8 % (как ожидает Банк России). Глава Счетной палаты Алексей Кудрин предупреждает о падении главного экономического показателя более чем на 10 %. В Минэкомразвития допускают падение на 12,4 %. «Нижняя точка обвала придется на четвертый квартал», – уверены аналитики Банка России.
С российскими экспертами солидарны и западные. За границей обвал российского ВВП оценивают на аналогичных уровнях. Например, Европейский банк реконструкции и развития пророчит его снижение на 10 %, испанская исследовательская компания FocusEconomics – на 10,2 %. Всемирный банк – на 11,2 %.
Что это значит? Не толькопадение уровня зарплат и пенсий, но и создание новой экономики страны. Всем ее субъектам – от обычных потребителей до международных корпораций – придется приспосабливаться к жизни в новых реалиях. По оценкам оптимистичного Банка России, перестройка пройдет в два этапа и займет не менее трех лет.
Во время первого этапа, который идет прямо сейчас, будет сокращаться совокупный выпуск всей продукции и поиск, как говорится в докладе Банка России, «новой точки равновесия». Проще говоря, сейчас строится новая модель экономики России. В этой реальности важную роль будут играть уже не те отрасли, что были важны до 24 февраля, станут развиваться новые технологии, изменится ассортимент привычных нам товаров. Серьезные изменения произойдут и на рынке труда: он будет подстраиваться под новые экономические условия. Эти процессы уже начались,и идти им около полутора-двух лет.
После начнется вторая фаза – восстановления, во время которой, как прогнозирует Банк России, экономика будет стабилизироваться в «новом равновесии». Переводя на русский – в ближайшие годы нам всем будет очень трудно.
Больше всего пострадают импортозависимые отрасли. «В первую очередь, машиностроение и отрасли, связанные с экспортом энергоносителей», – прогнозирует преподаватель школы бизнеса «Синергия» Даниил Петухов.
«Наибольший спад покажут автомобильная и авиационная отрасли. Связано это с санкциями Запада, которые отказались от поставок запчастей, автомобилей и самолетов в Россию. Тут потери производства неизбежны, – уверен Артем Тузов. – Сильно просядет и строительная отрасль, поскольку основным ее драйвером последнее время была ипотека, сейчас ставшая для населения неподъемной».
Не пострадают отрасли, связанные с едой и условными «ноготочками». «Вряд ли будет сильный спад в сельском хозяйстве. Сфера услуг, особенно в крупных городах, тоже падать сильно не будет, – по крайней мере, пока не начнется полномасшабное падение доходов населения», – допускает Даниил Петухов.
Ведущий аналитик «Фридом Финанс» Наталия Мильчакова говорит, что никакого экономического коллапса не предполагается. Для населения скорее важно раскручивание инфляции – ее рост может составить 19-22 %.
Спад ВВП России прежде всего приведет к снижению поступлений налогов и сборов в госбюджет. Вполне вероятно, в ближайшие несколько лет казна будет испытывать хронический дефицит. Закрыть его можно будет за счет средств Фонда национального благосостояния.
Бюджет не уменьшит траты на финансирование здравоохранения, образования, выплат пенсий и пособий. «Ранее запланированные социальные расходы будут не только выполнены в полном объеме, но и увеличены», - успокаивает Артем Тузов.
Даниил Петухов придерживается несколько иной точки зрения: «Большого бюджетного дефицита пока не ожидается. Что же касается социальных расходов, то на них деньги пока есть. Ключевое слово «пока». Очень высокий уровень неопределённости. Ситуация может развернуться как в одну, так и в другую сторону».
В ближайшие пару лет Банк России ожидает медленного подъема ВВП. Точнее в 2023 году он может все-таки снизиться на 3 % или остаться на уровне 2022 года, зато в 2024 году у него есть шансы вырасти на 2,5-3,5 %. Финансовые эксперты здесь расходятся во взглядах – одни солидарны с оценками Банка России, другие нет.
«Никаких оснований ждать роста в 2023 году пока нет. Надо надеяться, что в следующем году остановится падение. Но это, в свою очередь, зависит от многих, сейчас мало прогнозируемых факторов. Уровень неопределённости, повторюсь, слишком велик, чтобы давать однозначные прогнозы», – отметил Даниил Петухов.
Руководитель отдела макроэкономического анализа компании «Финам» Ольга Беленькая допускает, что в следующем году экономика сможет даже выйти в плюс, пускай и небольшой. Но оправляться после нынешнего года ей, вероятно, придется очень долго.
«ВВП в 2023 году неизбежно перейдет к росту. Россия уже справилась с большинством санкций. А уже в 2023 году начнет запускаться все больше производств, ориентированных на импортозамещение», – резюмировал Артем Тузов.
Фото: freepik.com