Решение французского концерна Renault расстаться с акциями «АвтоВАЗа» и заводом в Москве не выглядело неожиданным: за последние месяцы россияне привыкли к заявлениям западных компаний об уходе из нашей страны. Гораздо интереснее другое – сможет ли отечественное автомобилестроение, переживающее небывалый кризис, выйти из него хотя бы до конца года. Людей волнует и хватит ли им машин, и как сильно могут вырасти на них цены. В ситуации в российском автопроме разбирался «ФедералПресс».
Чипы отправили на отдых
До 27 мая «АвтоВАЗ» будет вынужден находиться в простое. Он не работает (не считая обслуживающих предприятие подразделений) с 11 мая и должен был возобновить функционирование своих конвейеров в ближайший понедельник, однако руководство «АвтоВАЗа» продлило его до конца недели.
Поводом для простоя «АвтоВАЗа» послужила застарелая проблема – дефицит микрочипов. Их завозят из-за границы и их не хватает не только «АвтоВАЗу», но и всему российскому и мировому автомобилестроению. Поэтому «АвтоВАЗ» то работает, то отдыхает, отправляя сотрудников в вынужденный простой.
Из-за дефицита микрочипов в 2021 году он смог увеличить продажи автомобилей всего на 0,3 % до 385,2 тыс. штук, хотя в то же время возник дефицит наиболее популярных его моделей – Lada Vesta и Lada Granta. За четыре же месяца 2022 года, судя по статистической информации Ассоциации европейского бизнеса, сбыт «АвтоВАЗом» машин Lada рухнул на 50 % до 61,2 тыс. штук, причем в апреле – на 78 % до 8,5 тыс. автомобилей.
Теперь же 67,6 % акций «АвтоВАЗа» французский концерн Renault передал Центральному научно-исследовательскому автомобильному институту (НАМИ), которому вместе с другим акционером, «Ростехом», предстоит управлять тольяттинским гигантом. Отраслевые эксперты прогнозируют кадровые перестановки на «АвтоВАЗе».
«Руководители меняться будут, сменятся специалисты от Renault. НАМИ не сможет решить проблему со снабжением «АвтоВАЗа» импортными комплектующими, но так вопрос и не ставится. Будут выпускаться дешевые автомобили без импортных комплектующих. Одними из самых дорогих частей в автомобилях были системы безопасности. Их не будут ставить. Сейчас обсуждаются модели с отечественными двигателями, без систем АБС и подушек безопасности», – считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал».
Возрождение советского бренда
Помимо «АвтоВАЗа», Renault отказался и от 100 % акций автомобильного завода «Рено Россия» – их получило правительство Москвы. Он был основан в 1996 году как их совместное предприятие «Автофрамос», расположенное на площадке известного завода «Москвич» (в 2006 году он был признан банкротом). На нем была организована сборка модельного ряда Renault. В 2004-2012 годах французский концерн постепенно выкупил у столичных властей их акции «Автофрамоса», переименовав его в 2014 году в «Рено Россия».
После перехода предприятия в собственность Москвы выяснилась любопытная деталь: Renault собирался его закрыть. «Поэтому я принял решение забрать завод на баланс города и возобновить производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич», – заявил мэр столицы Сергей Собянин.
По его словам, технологическим партнером «Москвича» будет «КамАЗ». Планируется наладить выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в перспективе – электромобилей. Заместитель мэра по вопросам транспорта Сергей Ликсутов пообещал погасить долги по зарплате перед сотрудниками предприятия – на нем трудится четыре тысячи человек (оказывается, Renault толком им не платила).
«Когда на рынке дефицит любых автомобилей, что не производи, спрос будет. Для бизнеса важнее производство грузовых автомобилей, а легковые больше интересны частному сектору и такси. «Москвич» можно сделать достаточно дешевым и заполнить нишу скромных автомобилей, под просевший потребительский спрос», – отметил Артем Тузов.
Как отметил аналитик «Финам» Дмитрий Баранов, перспективы бывшего завода Renault будут зависеть от доступности компонентов для выпуска автомобилей, от помощи столичных властей и так далее. Многое будет определяться тем, какие будут производится модели, понравятся ли они потребителям.
По мнению Артема Тузова, актуальность выпуска электромобилей вызывает вопросы. Возможно, стоило бы делать автомобили, использующие в качестве топлива природный газ, и реализовывать совместные проекты с Газпромом, как это предполагается в Санкт-Петербурге.
Перспективы без предпосылок
В северной столице России «Газпром» и вправду собирается развивать применение автотранспорта на «голубом» топливе. Его глава Алексей Миллер подписал с губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым соглашение о сотрудничестве на 2022-2028 годы. В его рамках «Газпром» проработает возможность поставок сжиженного природного газа для заправки автобусов, власти города обеспечат рост местного газомоторного парка — сейчас на пассажирских маршрутах работает порядка 1,2 тыс. автобусов на «голубом» топливе.
Отраслевые эксперты обратили внимание на то, что использование природного газа в автопроме не является чем-то экстраординарным. Сегодня в ряде городов пассажирский транспорт переходит с бензина на газомоторное топливо.
«В некоторых регионах России автомобили кустарным способом переводили на газ, в том числе из-за проблем с качеством бензина, – констатировал Артем Тузов. – Ничего нового в автомобилях, работающих на газу, нет. Тут скорее вопрос маркетинга и сдерживания цен на газовое топливо для автомобилей».
Правда, пока процесс сдерживает сравнительно скромное число станций по заправке машин природным газом, например, в Москве их не более 20, в целом же по стране – порядка 650.А переоборудование автомобилей стоит приличных денег.
Ниже и еще ниже
Налаживание производства «нетрадиционных» автомобилей – все-таки процесс не быстрый. Пока же российское автомобилестроение находится в затяжном спаде и не может никак из него выбраться: согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе-апреле 2022 года продажи легковых машин в нашей стране обвалились на 43 % до 293,8 тыс. штук.
На ситуацию в отрасли отрицательно повлияли два фактора. Во-первых, негативное воздействие оказал вышеупомянутый дефицит импортных микрочипов, во-вторых, свою печальную роль сыграли санкции США и Европейского Союза – из-за них западные автоконцерны один за другим стали уходить из России. В результате на внутреннем рынке сложилась нехватка машин и цены на них в 2022 году выросли до 70 % (по сравнению с 2021 годом) в зависимости от модели и срока службы. Даже подержанные автомобили расходятся словно горячие пирожки.
По оценкам Артема Тузова, выпуск автомобилей по итогам нынешнего года сократится на 40 %, и то, если у производителей будет все нормально с деньгами. «Сейчас в этом заинтересовано как государство, так и металлурги, которым остро нужен рост внутреннего спроса на продукцию. Но надеяться на мгновенное восстановление не стоит», – резюмировал он.
Фото: samregion.ru