Петербургский международный экономический форум в этом году пройдет при невиданных ранее обстоятельствах, когда практически весь западный мир проигнорирует мероприятие. Тем не менее эксперты считают, что именно ПМЭФ-2022 станет уникальным, а интерес Запада к нему будет «фантастическим» – ведь здесь будут обсуждаться новая экономическая модель России и радикальные изменения в структуре производства.
Радикальные изменения структуры экономики и стратегии развития
ПМЭФ обычно связывают с приездом ведущих экономистов мира и подписанием весомых контрактов с крупнейшими корпорациями, что специально приурочивают к этому событию. На сей раз все будет по-другому: компании из Евросоюза, США и Британского содружества не приедут в Петербург, даже если сильно этого хотят – политика выше экономики. Почему же эксперты видят форум как особое и очень интересное событие?
«Я знаю, что с этим форумом связаны очень серьезные ожидания у тех, кто занимается экономическими проблемами страны, и тех, кто определяет стратегию развития национальной экономики. Дело в том, что в ситуации, в которой оказалась отечественная экономика, вскрылось достаточно много проблем, на которые раньше не обращали внимания. То, что происходит сегодня, и на что будут обращать внимание участники форума – это серьезнейшие, радикальные изменения внутренней структуры экономики», – говорит экономист, профессор РАНХиГС Юрий Твердохлеб.
До настоящего времени Россия сталкивалась с ситуацией, когда в целом ряде отраслей национальное производство было чрезмерно завязано на контакты с иностранными партнерами, поясняет эксперт. Сегодня здесь рушатся логистические цепочки, и под угрозой оказывается разработка даже интересных и инновационных продуктов, производство которых рассматривалось «чуть ли не как национальные проекты».
В качестве примера экономист приводит автомобилестроение РФ: в ряде регионов созданы огромнейшие производства, под это построена соответствующая социальная и производственная инфраструктура, на это завязан рынок труда, количество занятых. Сегодня многие из этих ресурсов не задействованы – и это бьет по людям, работающим здесь, и их семьям. Также, по словам Твердохлеба, за эти годы мы упустили развитие таких отраслей, как фармацевтика, а, например, в пищевой промышленности целый ряд производств был отдан на откуп иностранным инвесторам.
«Думаю, что на ПМЭФ прежде всего будет обсуждаться вопрос формирования экономики, экономической модели государства, которое в меньшей степени зависело бы от внешних контактов, от интеграционных связей с внешними партнерами – то, что называется экономической безопасностью. Сегодня мы видим, что экономическая, продовольственная безопасность должна быть во главе угла при формировании структуры производства; думаю, это и будет очень серьезным предметом обсуждения на ПМЭФ», – считает профессор РАНХиГС.
Почему ПМЭФ будет иметь большое значение для рынка облигаций
По словам экономиста, члена наблюдательного совета гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, питерский форум в первую очередь – это «флаг, который нельзя спускать». Он считает, что ПМЭФ дает бизнесу возможность напрямую общаться с ведущими банками страны (которые сегодня стали главными источниками денег для развития), министерствам – оценить бизнес, а прямые контакты с азиатскими предпринимателями поспособствуют тому же импортозамещению.
«Возможен прямой реэкспорт, плюс серый импорт, ну и опять-таки технологии, которые мы будем покупать через Баку и Ташкент – они активно могут использоваться в импортозамещении. По крайней мере, если мы берем нефтесервис, году в 2017-м наши крупные компании активно занимались этим через Казахстан», – отмечает Разуваев.
Он напомнил, что 19–21 мая состоялся финансовый исламский форум в Казани, и ПМЭФ можно рассматривать как его продолжение: «Формально статус питерского намного выше, но сейчас мы ребята такие восточные стали со всех точек зрения». Причем в этом году представительство участников форума в Казани резко выросло, что говорит и о росте интереса Востока к России.
Но для запуска импортозамещения нужны деньги, а ключевая ставка ЦБ РФ на уровне 10 % не позволяет предприятиям брать кредиты. «И вот тут история с рублевыми облигациями может стать достаточно интересной. Займ формально рыночный, но там на эмиссию будет 3–4 покупателя, большой ликвидности не будет, но [покупатели] будут держать [бумаги] до погашения. Крупные банки это могут сделать. Ну и, конечно, укрепление рубля тоже играет в пользу облигаций. То есть, я считаю, что ПМЭФ будет иметь очень большое значение для рынка бондов», – говорит Разуваев.
Когда-то санкции против России будут отменяться, но отношения с западными партнерами уже будут выстраивать на новых условиях – как это делают в других цивилизованных странах, с учетом именно национальных экономических интересов, полагает Твердохлеб, и модель этих взаимоотношений будет закладываться сейчас.
«И если формально на ПМЭФ не будет большого количества западных экспертов, то уж интерес к нему со стороны Запада будет фантастическим. Потому что мы видим, что в условиях спецоперации, в условиях санкций российская экономика достаточно успешно им противостоит и, больше того, демонстрирует позитивные результаты. И это то, что делает форум уникальным и безумно интересным», – резюмирует Твердохлеб.
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
ПМЭФ-2022