Премьеры и миллионные кассы для отечественных кинотеатров остались приятным, но далеким воспоминанием. В Иркутской области 16 заведений оказались под угрозой закрытия, а четыре уже потушили свои экраны. Кто виноват – пандемия, санкции или вкусы зрителя, разбирался обозреватель «ФедералПресс».
Два года простоя
Кинотеатрам можно поставить диагноз – долгая и затяжная болезнь. Во всяком случае, так считают те, кто профессионально занимается демонстрацией фильмов. Кинотеатры Иркутска стали пустеть не вчера. Первый тревожный звонок прозвучал весной 2020 года. Тогда из-за пандемии кинотеатры закрывались, потом открывались, но с ограничением по наполняемости, потом закрывались снова. Результат оказался прогнозируемым – зритель пошел в интернет. А кинозаводчики оказались без прибыли.
Управляющий кинотеатром «New Cinema» Егор Иваненко упущенную выгоду даже не считает. Ситуация такая, что покрыть убытки – уже большая удача. Не спасают даже льготы для бизнеса, которые анонсировались в пандемийные годы. Кинотеатры оказались не приспособлены к экономическим реалиям.
«Несмотря на то, что торговые центры идут нам навстречу, освобождая от аренды, формальные затраты не меняются – платежи за электроэнергию, систему кондиционирования и прочее. Нельзя просто выключить рубильник, иначе оборудование сломается. Также остаются персонал, налоги. Некоторые кинотеатры в пандемию взяли кредиты, а отдавать не с чего. Остаются платежи, в том числе за показываемые фильмы, то есть 50 %, которые отходят дистрибьюторам», – рассказал менеджер.
В Иркутской области первыми «пандемийной диеты» не выдержали и закрылись два частных кинотеатра «Звездный» и «Mega Cinema». Также заявили о приостановке работы «Киноцентр» в Ангарске, «Художественный» в Иркутске. Всего в группе риска оказались 16 учреждений региона.
Людям это неинтересно
Впрочем, даже у тех, кто пережил пандемию, второе дыхание не открылось. Причин управляющие кинотеатрами видят несколько. Во-первых, за два года зритель освоился в интернете. К тому же из-за санкций из проката пропала продукция Sony, Disney и Universal Pictures. По словам заместителя генерального директора кинотеатра «Баргузин» Ивана Прахта, эта тройка давала основную прибыль кинотеатрам.
«Из проката выпало 80 % ожидаемых зарубежных фильмов. Российских качественных фильмов нет в достаточном количестве, а предстоящие премьеры не способны заместить или как-то сбалансировать нашу деятельность. Выручка упала пропорционально ушедшим фильмам на 70–80 %», – пояснил он.
Согласно логике общего импортозамещения, нишу ушедших с российских экранов зарубежных кинолент должен занять отечественный производитель. Однако замена, по словам управляющего кинотеатром «New Cinema» Егором Иваненко, оказалась неравнозначной. Зритель просто не пришел.
«Сейчас все кино нужно делить по принципу – нужное зрителям и ненужное. Оказалось, что в репертуаре у нас в основном ненужные картины. Российских фильмов много, но уровень настолько слабый, что зрители не хотят на них ходить. Даже по «Пушкинской карте», – отметил менеджер.
Часть кинотеатров решила проблему в духе пиратства. Правда, как показал пример того же «Бэтмена», пиратский контент – это ненадолго. Впрочем, «санкционка» в кинотеатрах встречается. И, по мнению некоторых представителей индустрии, опыт «параллельного импорта» мог бы пригодиться кинотеатрам. Однако Минкульт РФ не спешит вводить параллельный импорт на иностранную кинопродукцию. Кстати, с показами старых кассовых зарубежных фильмов тоже все не так просто. Главный вопрос в том, кто выкупил права на прокат и когда это право заканчивается. Если это компании, которые ввели санкции, то такой возможности нет.
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Санкции против России