Промежуточные итоги выдвижения кандидатов на сентябрьские выборы 2022 года подвели в четверг на круглом столе, организованном Экспертным институтом социальных исследований (ЭИСИ). Политологи рассказали о том, какой универсальный набор тем должен быть в «портфеле» каждого претендента, чем отличаются и чем похожи грядущие выборы и выборы-2021, а также в чем ноу-хау именно этой избирательной кампании. Подробности – в материале «ФедералПресс».
60 кандидатов плюс еще 18
Круглый стол Экспертного института социальных исследований на тему «Избирательная кампания 2022: итоги выдвижения» прошел в Москве в четверг. Экспертам предложили рассказать об ожиданиях, связанных с выборами 11 сентября, охарактеризовать пул кандидатов и назвать особенности региональных кампаний.
Окончательные итоги выдвижения кандидатов подводить пока рано: этот этап еще не везде закончен. Но уже известно, что «Единая Россия» примет участие во всех 14 выборах губернаторов, КПРФ выдвинула 12 (или 13, тут мнения экспертов разошлись) кандидатов. По информации политолога Александра Асафова, всего на данный момент выдвинулись 60 кандидатов, еще 18 заявили о намерении участвовать в губернаторских выборах – это представители 14 партий и два самовыдвиженца.
Основным различием между грядущими и прошлогодними выборами стала информационная повестка, считает Асафов. Но политолог видит и сходство. «Уже не первые губернаторские выборы проходят с изменившейся внешней средой, которая влияет и на политическую риторику, и на характер действий кандидатов. Можно вспомнить, как часть парламентской оппозиции и других сил старательно игнорировала реальность, которую принесла пандемия, и сосредотачивалась на общих популистских лозунгах, не затрагивая реальные проблемы населения», – отметил он. По словам политолога, результат был очевиден: победили те кандидаты, которые не боялись говорить о вопросах ключевой повестки и решали их.
«Те кандидаты, которые сейчас будут говорить о ходе спецоперации, о том, как будут помогать жителям ДНР и ЛНР, беженцам, жителям освобожденных территорий, [получат] очевидное преимущество, поскольку сплочение общества является одной из основных повесток избирателей», – считает Асафов. В число обязательных для кандидатов тем он также включил «нормализацию экономики».
Эффект сплочения
Директор по политическому анализу Института социального маркетинга (ИНСОМАР) Виктор Потуремский заметил, что у «эффекта сплочения» есть ряд важных аспектов. «Во-первых, по результатам наших исследований, граждане очень точно рефлексируют и понимают наличие внешних серьезных угроз. Люди понимают, что есть масштабный вызов, есть попытка «отменить Россию», что поддерживает эффект сплочения. Но часто забывают, что если бы не было эффективности работы политической системы, ни о каком эффекте сплочения мы бы сейчас не говорили», – подчеркнул он.
Второй аспект, по его словам, связан с медиапотреблением. Минимум 72 % избирателей – это люди, которые регулярно потребляют и хотят потреблять информацию о спецоперации и о том, что происходит вокруг нее. «На фокус-группах мы очень часто слышим повторяющееся суждение о том, что на фоне международных новостей, ситуации на востоке Украины местная повестка поблекла. Но при этом мы фиксируем безусловный запрос на региональную повестку: то есть, расскажите, что будет происходить на уровне региона, как мы будем жить», – сообщил Потуремский.
В портфеле кандидатов должен быть «универсальный набор тем», говорит эксперт. Главной темой остается СВО, но здесь есть нюансы – с одной стороны, любая политическая партия должна предлагать свое видение и объяснение происходящего, свою систему оценок. С другой стороны, основной аспект, связанный с тематикой СВО – это влияние спецоперации на экономику, в том числе регионов и личную экономику граждан.
«Экономика обязательно должна быть в повестке кандидата, – сказал Потуремский. – И очень важная тема – это тема сохранения и развития рабочих мест».
Свердловская область: молодые кандидаты
Политолог о едином дне голосования: «Выборы станут продолжением демократического развития страны»
Порцию любопытной статистики подбросил директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин. Он нарисовал портрет кандидатов на примере Свердловской области, где на пост губернатора выдвинулись представители пяти партий. Это действующий глава региона Евгений Куйвашев (возраст – 51 год), представитель КПРФ Александр Ивачев (34 года), справедливоросс Андрей Кузнецов (50 лет), от «Новых людей» идет Андрей Демин (33 года), от ЛДПР – Александр Каптюг (44 года). Все они «довольно молодые», отметил Гагарин.
Тему контроля выборов подняла Алена Булгакова, исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг» и зампред Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ. Что немаловажно, в этом году сами избирательные комиссии решают, сколько продлится голосование, говорит Булгакова. Где-то это один день (Свердловская область, Бурятия и Марий Эл), где-то два (Кировская область), а в 12 субъектах принято решение, что голосование будет проходить в течение трех дней.
«Ноу-хау этой избирательной кампании – это расширение возможностей общественного контроля, возможностей наблюдения… Мы говорили, что необходимо присутствие общественного наблюдателя в теризбиркомах, комиссиях уровня выше участковой. Сегодня мы видим [это] на законодательном уровне и на практике», – сказала она.
«Скоро наши выборы будут «обнаженными», – отреагировал директор Института новейших государств Алексей Мартынов, игравший роль модератора.
При всем этом Алена Булгакова не стала бы исключать того, что «международная кампания по дискредитации наших выборов все-таки будет». «И мы будем готовы отражать всяческие информационные атаки: мы научились это делать в ходе предыдущих электоральных циклов и будем во всеоружии», – заверила общественница.
«Мне представляется, что нас должно больше заботить мнение собственных граждан, нежели ангажированное мнение откуда-то из Европы. И раньше было все ясно, а сегодня тем более», – заключил Мартынов.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Полина Зиновьева