Корпоративное обучение позволяет не только наращивать компетенции действующих сотрудников, но и готовить к работе новые кадры, а также управленческий персонал. Об этом рассказала исполнительный руководитель Корпоративного университета ТМК2U Мария Ворсина во время интервью в Открытой студии «ФедералПресс» на полях международной промышленной выставки «Иннопром-2022» в Екатеринбурге.
Как корпоративный университет ТМК пришел к тому, чтобы оказывать HR-услуги внешним компаниям, а не концентрироваться только на своем предприятии? Какие результаты это приносит в первую очередь?
— Наш университет был создан под запросы ТМК, разумеется, внутренние клиенты для нас приоритетны и ценят нашу работу. Но постепенно мы наработали экспертизу, стали представлять наши кейсы на различных мероприятиях и поняли, что многие из них применимы не только в ТМК. Так стали получать первые заказы. Нам они важны не только с точки зрения денег, хотя и это важно. Гораздо интереснее принести пользу профессиональному сообществу, получить оценку извне, оценку сообщества и, отрефлексируя, развиваться дальше.
Ранее вы говорили о том, что если начальник отмахивается от идеи сотрудника, то идея умирает. Работает ли корпоративный университет ТМК2U с руководителями компаний помимо людей, занятых непосредственно новациями? Нужно ли учить руководителей крупного бизнеса поиску идей?
— Мы считаем важным создавать экосистему, в которой могут рождаться идеи. И создаем условия и для работника, и для руководителя. Например, форум «Горизонты». Работник должен понимать, как идею будут внедрять, что он получит, и что любая полезная идея нужна компании.
Недавно стало известно о новом проекте ТМК2U – практической школе управления для сотрудников кадрового резерва высшего звена. Расскажите подробнее, как она работает и какие антикризисные кейсы рассматриваются в ходе ее работы?
— Наш университет занимается подготовкой и рабочих, и специалистов. Прокачиваем hard, soft и digital skills в соответствии с изменениями, происходящими в бизнесе, и особенно гордимся нашими программами по развитию управленческих навыков. Корпоративный университет за время работы сформировал кадровый резерв из специалистов, которые востребованы в новых крупных бизнес-проектах ТМК. Корпорация также готовит к работе управленцев.
С нашей точки зрения, ключевой ролью университета является обеспечение компетенций. ТМК2U сформировал в компании пул резервистов, который крайне востребован при запуске крупных бизнес-проектов. В подготовке управленцев важен баланс – они должны комплексно владеть как управленческими и личностными компетенциями, так и обладать широтой бизнес-мышления. А когда не хватает знаний – мы прокачиваем и «хардовые» компетенции. Поэтому у нас есть уровневая комплексная программа развития управленческих компетенций, мы разрабатываем магистерские программы. Также есть активности между классическим обучением, например, открытый управленческом кейс-клуб UniLeader, где коллеги обсуждают и решают реальные задачи из своей управленческой практики. Дискуссию модерирует опытный бизнес-тренер и коуч, а автор кейса остается анонимным, благодаря чему мы избегаем слишком дипломатичных или, напротив, очень резких суждений.
На практике это выглядит так: мы просим участвующих в программе руководителей прислать нам реальные проблемные кейсы из их работы по заданной тематике, отбираем несколько и в онлайн-формате начинаем их разбирать. Члены клуба предлагают решения этих кейсов. Зачастую на встречах рождаются очень нестандартные или неочевидные решения, и при этом, по отзывам авторов разобранных кейсов, они активно применяют предложенные идеи в своей практике. Онлайн-встречи длятся по полтора-два часа, и абсолютно каждая встреча продуктивна, поэтому у нас нет дефицита в желающих принять участие руководителях.
Мы знаем, что корпоративный университет также проводит обучение управленцев в сфере антикоррупционного комплаенса. Как это происходит?
— Тема эта в компании не новая. Мы пару лет назад решили, что надо более массово проводить обучение этическим нормам компании, базовым принципам этического кодекса. На их основании прописывать модели поведения сотрудников в разных условиях. Мы создали интерактивный обучающий курс по Кодексу этики ТМК, где в игровой форме даются варианты развития событий на каждый поступок работника в сложных ситуациях. Вся эта система выстроена так, что дает сотрудникам понять, какие модели поведения приветствуются в компании, а какие – нет.
По этике был первый курс, теперь на очереди антикоррупционный комплаенс, оценка санкционных комплаенс-рисков, по которым мы разработали электронные курсы для массового обучения. Но электронные курсы – история долгоиграющая, а для оперативного отслеживания изменений законодательства мы периодически проводим вебинары по данному направлению для узкой аудитории – сотрудников комплаенс-служб или для топ-менеджеров.
Ранее «ФедералПресс» писал, что Марина Ворсина рассказала о роли корпоративного университета и HR-блока. С ее точки зрения, она заключается, «во-первых, в подборе компетентных сотрудников под соответствующие проекты и задачи, во-вторых, в формировании необходимых компетенций у работников, которые будут решать эти задачи. В-третьих, наш корпоративный университет создает единое информационное пространство, в котором эти проекты будут осуществляться».
Фото: ФедералПресс / Ольга Юшкова
Разговор о важном: лучшее от «ФедералПресс»