Взаимоотношения между федеральным центром и регионами России прошли сложный путь: от децентрализации в «лихие девяностые» до укрепления вертикали власти с приходом на пост президента Владимира Путина. Политологи считают, что стране необходима новая региональная реформа. Однако в условиях внешнеполитического давления это затруднительно. О том, как будут развиваться взаимоотношения регионов и федерального Центра, – в материале «ФедералПресс».
В декабре прошлого года Госдума приняла закон о публичной власти в регионах. Он позволяет губернаторам избираться на пост более двух раз, а также дает им возможность отправлять в отставку глав муниципалитетов, если они плохо исполняют свои обязанности. Закон также запрещает именовать глав субъектов президентами.
Последний пункт вызвал недовольство в Госсовете Татарстана. Когда закон еще не был принят, в парламенте региона заявляли, что документ противоречит основам конституционного строя России.
Дошло до того, что в конце декабря неравнодушные граждане провели в Татарстане одиночные пикеты в защиту должности президента республики.
Участники акции призывали обратиться в Конституционный суд «для отстаивания интересов татарского народа». Правда сам глава региона Рустам Минниханов не поддержал эти протесты. Он подчеркнул, что «закон принят», а власти региона – «законопослушные люди».
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что реформа отношений между центром регионами нужна, но в текущей ситуации вряд ли возможна.
«Отношения между федеральным центром и регионами более экономические, чем политические. Политика здесь строится на экономике. Реформа будет означать усиление роли регионов и ослабление экономической концентрации в руках центра, а в условиях СВО это трудно сделать», – уверен эксперт.
Политолог об интригах губернаторских выборов в Приволжье: «Это стресс-тест на легитимность»
Политолог добавил, что регионам сложно быть политически самостоятельными при финансовой зависимости от федерального центра.
«Самостоятельность начинается, когда у тебя денег больше минимума, на который тебе нужно прожить. Это как с людьми: бедные всегда паттерналисты. Они надеются на власть, им больше надеяться не на кого. А человек у которого есть какие-то материальные блага, индивидуалист. Так и с регионами. Даже если ты глава региона, избранный и независимый от вышестоящей власти, но, если у тебя денег нет, то ты все равно пойдешь к вышестоящей власти, упадешь на колени и скажешь: «Батюшка барин, денег дай». У нас самый политически активный регион – это Татарстан. А почему? Потому, что вторая по размерам региональная экономика в стране после Москвы», – заметил Журавлев.
Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников рассказал, что федеральный центр сейчас занят решением глобальных проблем, среди которых ответ на санкции, выстраивание новых коммуникаций в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Африке, а также проведение СВО на Украине. По его мнению, говорить о региональной политике можно лишь в качестве ответов на эти вызовы.
«Сейчас нет никакой необходимости вносить изменения в региональную политику. Не до того, чтобы заниматься изменением структуры федеральных округов, укрупнять субъекты или изменять полномочия регионов», – считает Солонников.
Эксперт отметил, что одной из задач власти является стабилизация экономической ситуации, и только после этого можно задумываться о какой-либо реформе.
«Нужно стабилизировать экономическую ситуацию, чтобы после спада был рост. Он ожидается в 2023 году. Как только ситуация будет стабилизирована, можно говорить о возможности улучшения показателей. Если при этом нужно проводить реформу регионального управления, тогда ее будут проводить. Но сейчас не до этого, ведь решаются другие задачи», – заметил политолог.
Президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков также считает, что о каких-либо региональных реформах сейчас трудно говорить, но они потребуются после проведения СВО.
«Сейчас реформа невозможна, а после завершения СВО это станет необходимо. Могут быть различные сценарии, но они будут заточены под сокращение издержек и повышение управляемости. После того, как сценарии сложатся, может быть какой-то гибридный вариант реформ», – заметил политолог.
Фото: ФедералПресс / Елена Сычева