Top.Mail.Ru
Экономика
Свердловская область
0

Как металлургия переживает нелегкие времена

Металлургия
Спад спроса и цен больно бьет по заводам и комбинатам

Черная металлургия России переживает худший спад внутреннего рынка, сопоставимый с имевшим место в 1990-х годах. Только тогда спасительной соломинкой стал экспорт, сейчас же и он не помогает – цены на сталь в Европе или Азии ниже, чем в России. Что ждет уральские металлургические предприятия в ближайшие месяцы, разбирался «ФедералПресс».

Запланированный спад

Стратегия развития металлургии нашей страны до 2030 года, разработанная Министерством промышленности и торговли России и сейчас же им обновляемая, вызвала бурные дискуссии и в прессе, и в профессиональной среде. Среди обсуждаемых ее пунктов – прогноз выпуска черных и цветных металлов.

Как следует из текста стратегии, в 2022 году выплавка стали (в зависимости от сценария развития событий) обвалится до 56,9–69,7 млн тонн против 77 млн тонн по итогам 2021 года. В следующем году ситуация кардинально не изменится, ожидается производство 56,2–69,7 млн тонн, и лишь в 2024 году начнется медленное восстановление.

Сходное положение дел может быть в 2022 году со стальным прокатом (сортовым и плоским) и трубами. Если в 2021 году у России было выпущено 59 млн тонн проката и 11,7 млн тонн труб из углеродистых марок стали, то в 2022 году прогнозируется их производство в 47–59,3 млн и 10–10,9 млн тонн соответственно. Выпуск же нержавеющего проката и труб, достигший в 2021 году 84 тыс. и 69 тыс. тонн, просядет до 71–82 тыс. и 58–66 тыс. тонн.

Потреблению стальной продукции стратегия пророчит куда-более масштабный спад. В 2022 году спрос на углеродистый прокат уменьшится до 27,9–35,6 млн тонн по сравнению с 41,3 млн тонн в 2021 году, на трубы – до 9,1–9,3 млн тонн против 10,3 млн тонн. Потребление же нержавеющего проката и труб, составившее в минувшем году 485 тыс. и 104 тыс. тонн, в текущем может равняться 405–468 тыс. и 87–102 тыс. тонн соответственно.

Дела давно минувших дней

Вместе с негативными сценариями стратегия раскрывает проблемы, накопившиеся в металлургии России и Урала за десятилетия, прошедшие со дня распада СССР и до сих пор нерешенные. Как следует из нее, запасов железной руды в стране достаточно для снабжения практически всех металлургических предприятий, но расположенные на Урале вынуждены закупать ее в Казахстане – очевидно в стратегии имеется в виду Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), не обладающий собственными месторождениями.

Тоже самое можно сказать о хроме. При запасах в 4 млн тонн две трети его сырья завозится из-за границы, в основном опять-таки из соседнего с Россией Казахстана. Правда, разрабатываются Челябинским электрометаллургическим комбинатом (ЧЭМК) два месторождения, одно в Пермском крае, другое – на Ямале, однако в будущем импорт хромовых руд сохранится, пускай и в меньших масштабах, нежели сейчас.

Еще печальнее обстоят дела с ниобием и марганцем, наравне с хромом необходимыми для легирования стали: их руды в России не добываются, феррониобий поставляется из Бразилии, марганцевые концентраты – из ЮАР, Габона, Индии и перерабатываются на ЧЭМК и Саткинском чугуноплавильном заводе (СЧПЗ).

Кроме диспропорций в минерально-сырьевой базе, металлургия Урала крайне зависима от заграничного оборудования – печей и литейных агрегатов, прокатных станов, линий горячего цинкования и нанесения покрытий. Иностранные машиностроительные концерны перестали сотрудничать с российскими клиентами и осуществлять их сервисное обслуживание. Им, по сути, нет альтернативы – даже прославленный «Уралмашзавод» давно не изготавливает прокатные станы и вряд ли их вообще способен спроектировать. Валки для них везутся из Китая и Турции, раньше еще из Европы – российское производство спрос на валки по всей их номенклатуре полностью не закрывает.

Две из восьми

Обвал спроса на стальную продукцию в мире и в России, идущий с марта 2022 года, в сочетании со снижением цен и западными санкциями неумолимо ведет производителей к убыткам или они их уже несут. Например, ММК был вынужден остановить две доменные печи из-за сокращения сбыта. Его загрузка сегодня находится на уровне 62 %.

«ММК, как и все российские металлургические компании, находится сейчас в трудной ситуации», – констатировал Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов «ИВА Партнерс», обративший внимание на уменьшение заказов автомобилестроения на премиальную продукцию ММК и экспортных поставок.

Тем не менее говорить о полной остановке ММК не стоит – спрос на внутреннем рынке постепенно восстанавливается, появляются новые заказы из-за границы, ослабление же рубля повысит его рентабельность.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов придерживается сходной точки зрения:

«ММК погасила две доменных печи из восьми, то есть 25 %, что равно доли экспорта в структуре продаж ММК. Предприятие продолжит работать на внутренний рынок с нулевой рентабельностью, пока не вырастет спрос и цены на нем или не будут найдены новые рынки сбыта продукции».

Не лучшим образом складываются обстоятельства на «Евраз НТМК», катающим много сортового проката для строительства, – загрузка понизилась, была продлена на год модернизация рельсобалочного стана (более подробно читайте в статье «На пути к банкротству: ждать ли массовых увольнений на «Евразе»).

Заморозка рынка

Пробуксовывают и «НЛМК-Урал», и «НЛМК-Метиз», входящие в группу НЛМК и поставляющие много сортового проката и крепежа в адрес просевшего строительного комплекса. В прошлом году группа НЛМК рассматривала возможность продажи «НЛМК-Урал», оценивавшийся в 500 млн долларов. В качестве потенциального покупателя источник «ФедералПресс» назвал Akron Holding, занимающийся заготовкой лома и заинтересованный в приобретения предприятия по его переплавке.

Теперь группа НЛМК может снова попробовать избавиться о «НЛМК-Урал», присовокупив к нему «НЛМК-Метиз», только 500 млн долларов ей вряд ли кто даст.

«В условиях снижения спроса на внутреннем рынке покупателей на эти предприятия можно не найтись, так как сейчас есть более перспективные предложения для инвестиций», – констатировал Владимир Чернов.

Комбинат «Уральская сталь», сменивший в феврале 2022 года в качестве владельца «Металлоинвест» на Загорский трубный завод (ЗТЗ) официально чувствует себя нормально. Но слабое место «Уральской стали» – хроническая убыточность, которая точно скажется на финансовом состоянии ЗТЗ, «заточенном» исключительно на нефтегазовый комплекс. И хотя в июле «Уральская сталь» приступила к строительству цеха для выпуска бесшовных труб (ЗТЗ делает исключительно сварные), она может в любой момент его заморозить из-за сохраняющейся неопределенности в отношении экспорта углеводородного сырья из России в условиях санкций.

Получше ситуация у Трубной металлургической компании (ТМК). В силу сбалансированной продуктовой линейки, включающей в себя и сварные, и бесшовные трубы, она меньше зависит от заказов со стороны нефтегазовых игроков – значительные объемы ее продукции идут в адрес машиностроения, химической индустрии, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, и, значит, прекращение работы предприятиям ТМК вряд ли пока грозит.

Кому по-настоящему плохо – это ферросплавным заводам – Серовскому, Ключевскому, СЧПЗ и ЧЭМК: их продукция используется только в черной металлургии и нигде более. Уменьшение загрузки сталелитейных комбинатов автоматически бьет по ним.

«Ферросплавную отрасль ожидает спад примерно на 40 %, так же, как и в металлургии, так как они напрямую связаны между собой. Спрос на них на внутреннем рынке тоже упал, а экспорт практически обнулился», – говорит Владимир Чернов.

Фото: freepik.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.