На улицах сибирских городов можно встретить все больше электромобилей. Поклонники экологии говорят, что за такими авто будущее. Обозреватель «ФедералПресс» разбирался в плюсах и минусах авто без бензобака, и выяснял, приживутся ли они на наших иркутских дорогах.
Сплошная экономия?
Выбирая автомобиль для работы в такси, иркутянин Алексей Сормов решил, что будущий автокормилец должен отвечать нескольким требованиям: машина должна быть экономичной, простой и надежной в эксплуатации, вместительной и клиренс должен позволять периодически съезжать асфальта. Оптимальное сочетание этих качеств будущий самозанятый таксист нашел в японском электромобиле. По словам Алексея Сормова, 10-летний «Ниссан Лиф», как раз уместился в запланированный бюджет в 700 тысяч рублей. А дальше должна была настать сплошная экономия.
«Во-первых бензин. Накатывая в такси даже 200 километров вдень, это минимум 20-25 литров, по 47 рублей. Потом каждые 5-6 тысяч километров замена масла и фильтра, это еще порядка пяти тысяч. А на «Лифе» я от этих расходов избавлен. Вечером поставить на зарядку машину, электричества она съест ну 20-30 рублей максимум», – подсчитал автовладелец.
Однако, условия эксплуатации электромобиля подразумевают несколько нюансов. Если не брать сегмент премиум класса, например «Теслу», то запас ход тех же «Ниссанов Лиф» 100–120 километров. То есть если работать в такси, то необходимо будет делать перерыв на зарядку батареи. Зимой необходимо будет делать больше перерывов, поскольку при отрицательных температурах заряда батареи хватит в лучшем случае километров на 60. И тут конструкторы явно не рассчитывали на эксплуатацию в Сибири. При низком заряде батареи бортовой компьютер машины отключит в первую очередь, печку. Что в минус 30 не только неприятно, но и опасно, поскольку изморозью затянет окна в машине.
Сибирские кулибины
Недоработки японских конструкторов, иркутские «лифоводы» – так себя называют владельцы «Ниссана Лиф», устраняют в гаражных условиях. Павел Портнягин в первую очередь обезопасил себя от низких температур. Китайская дизельная печка обошлась в 5 тысяч рублей, однако теперь можно не ждать неприятного сюрприза в виде отключения штатной печки.
«Принцип работы как у печек на «Запорожцах», старшее поколение помнит. Только на «Запорожце» она была бензиновой, а здесь дизель. Поэтому она экономичнее. Не засекал, на сколько точно хватит бачка в пять литров, но зимой при активной эксплуатации его хватает недели на две», – делится рационализатор.
Дизельная печка несколько портит имидж «лифовода» как поборника экологически чистого транспорта. Однако сибирская зима из любого активиста Гринпис может сделать охотника за шубами и сжигателя соляры.
Сама зарядка автомобиля требует определенной энергетической инфраструктуры. Конечно, это можно делать и дома, но чтобы наполнить батарею на 100 % от домашней сети уйдет 4–5 часов. То есть такую неспешность могут себе позволить автомобилисты, передвигающиеся в режиме дом–работа–дом. Для более активных участников движения, тех же таксистов, необходимы специальные электроколонки с большой силой тока. Они позволяют зарядиться «до полного» примерно за 20 минут. Таких точек в Иркутске порядка 10. Для города, в котором почти миллион населения, явно не много.
Дайте инфраструктуру
На сайте одного из самых популярных сервисов по продаже подержанных машин, по запросу: «купить «Ниссан Лиф» в Иркутской области» поисковик выдает 259 объявлений. Так же продаются 4 «Теслы» При этом всего объявлений о продаже машин почти 60 000 только на этом ресурсе. На первый взгляд, доля «электричек» в общем рынке невелика. Однако автоторговцы смотрят в будущее с оптимизмом. Продавец подержанных машин Леонид Обухов рассказывает: еще три года назад электромобиль на улицах Иркутска был скорее диковинной игрушкой. Брали ее люди обеспеченные и скорее для развлечения. Сейчас портрет среднего покупателя поменялся.
«В хорошую неделю два «Лифа» продаю. Берут в основном, люди среднего достатка. В хорошем состоянии года 2012–2013 года электомобиль обойдется в 500 – 600 тысяч. То есть даже несколько дешевле аналогичной машины с бензиновым двигателем. Машины посвежее – уже дороже миллиона, недавно продал 2018 года за 1 700 000 рублей. Но он того стоит, запас хода у него побольше. Кстати по опциям и комфорту электромобили не хуже бензиновых собратьев», – делится продавец.
Кстати, по мощности «электрички» не уступают топливным собратьям. Учитывая, что КПД электродвигателя больше чем ДВС, то «Лиф» по динамике и мощности приближается к 2,5 –3-литровому атмосферному двигателю. Правда есть нюанс: при режиме «педаль в пол» заряда батареи хватает не надолго. Так что эта машина скорее для размеренной езды из дома на работу.
Еще один минус: авторизированного дилера, занимающегося электромобилями в Иркутске, нет. Поэтому все специфические проблемы с его эксплуатацией владельцу придется решать самостоятельно. Автоэксперт Дмитрий Иванов считает что именно слабо развитая инфраструктура пока держит электромобили в разряде экзотики.
«Будут электроколонки в каком-то хотя бы приличном количестве, будет сервис под эти машины, тогда можно говорить о массовости. Пока же это на страх и риск самих владельцев. А они рисковать пока не хотят. И если берут, то чаще как вторую машину. И именно из дома на работу и назад. Большим спросом пользуются гибриды, где электродвигатель и классический «атмосферник». Такие машины более автономны», – считает эксперт.
Кстати, именно малую автономность считают одним из главных недостатков. 100 километров – запас хода явно недостаточный, особенно для Иркутской области с ее расстояниями. Автоконцерны решили проблему и выпускают электромобили с запасом хода в 400, 600 и даже 1000 километров. Правда цена на такие машины находится где-то в середине премиум-сегмента.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин